Августовский в новом статусе: что даст каналу включение в водные пути Беларуси

Всеавгустейший маршрут: новые возможности

23 апреля 2020 года постановлением Минтранса №12 Августовский канал включен во внутренние водные пути Беларуси. Многие поинтересуются: для чего это сделано, насколько глобально это может повлиять на саму рукотворную артерию и ее берега? Специалисты утверждают, что это прежде всего уход от статуса местного водоема. Можно говорить и о снятии многих юридических моментов, которые не позволяли полностью раскрыть потенциал уникального сооружения. И в плане привлечения инвестиций и создания инфраструктуры для туристов, которые путешествуют на яхтах, катерах или байдарках. 

Мы узнали, чем живет Августовский канал сегодня. И какие планы строит на будущее.

Работы непочатый край

Еще полгода назад на территории Гродненской области во внутренние водные пути Беларуси был включен только 92-километровый участок реки Неман. А вот 22-километровый участок Августовского канала, который получил вторую жизнь почти 15 лет назад, жил своей жизнью. Напомним, что в 2004–2006 годах канал реконструировали благодаря государственной поддержке. Сооружение привели в порядок и объявили о создании новой туристической зоны. И не ошиблись. Канал остается популярным местом, где можно не только насладиться красивыми пейзажами, но и активно отдохнуть. 

С момента начала реконструкции канал полностью обслуживало областное унитарное предприятие «Гродномелиоводхоз». Поменялось ли что-то с обретением нового статуса?

Заместитель генерального директора по экономике и финансам предприятия Павел Коханов считает, что о глобальных переменах говорить пока рано:

— Кроме развития судоходства, есть обязательства по сохранению историко-культурной ценности объекта. Это несколько осложняет передачу канала республиканскому предприятию «Белводпуть». На данный момент обслуживание гидротехнических сооружений, их текущий ремонт осуществляются силами 15 наших сотрудников, которые постоянно находятся на канале. За время с момента сдачи сооружения в эксплуатацию прошло почти 15 лет, поэтому ежегодно приходится заменять деревянные части, приходящие в негодность, ремонтировать пешеходные мостики, большие и малые причалы, беседки, подсыпать берега. Кроме того, на балансе числится более 270 гектаров земли, за которыми также нужно ухаживать, окашивать, убирать упавшие деревья. В настоящее время идет речь о передаче Августовского канала из областной формы собственности в республиканскую. 

Собеседник не скрывает, что огорчен результатами нынешнего туристического сезона на Августовском канале в связи с пандемией. Люди сюда приезжают небольшими группами и любуются красотами природы в акватории водной жемчужины, стараются не пересекаться друг с другом. Тут и сегодня готовы принять отдыхающих на прокате катамаранов и в пунктах проката велосипедов. 

Тут и сегодня готовы принять отдыхающих на прокате катамаранов и в пунктах проката велосипедов.

— С января по август нынешнего года на нашем теплоходе «Неман» прокатилось всего 4000 человек, — приводит цифры Павел Коханов. — Для сравнения: за этот же период прошлого года их было около 20 000. В 2019-м уже в марте заявки были расписаны на несколько месяцев вперед, а в этом сезоне еле-еле начали оформлять прогулки в июне. И если раньше к нам ехали по большей части иностранные туристы, то сейчас мы видим своих белорусских граждан, путешествующих по Беларуси. Из-за закрытых границ большим спросом пользовались беседки, навесы, прокат велосипедов. С каждым сезоном велодвижение только набирает обороты. До объявления пандемии люди приезжали к нам, брали велосипеды и ехали в Польшу через лесной пункт пропуска «Лесная-Рудавка». Гуляли на сопредельной территории и возвращались обратно. Надеемся, что эпидемиологическая ситуация в будущем году стабилизируется. 

Тишина на Домбровке

Международный пункт пропуска через белорусско-польскую границу «Лесная-Рудавка» на Августовском канале заработал в 2005 году для туристов на лодках и байдарках. Позже он получил новый статус, позволив пересекать границу с Польшей пешеходам и велосипедистам. А вот проход не только крупных, но и маломерных судов из-за границы затрудняло отсутствие статуса канала. 

Большая часть Августовского — это рукотворные водоемы, соединенные между собой гидротехническими сооружениями со шлюзами и водосливными плотинами. Они-то и представляют особый интерес для туристов. Сегодня у деревень построены пристани, но они не используются по назначению. Вокруг населенные пункты, которым туристический бум пока еще не придал дополнительного импульса к развитию.

Большая часть Августовского — это рукотворные водоемы, соединенные между собой гидротехническими сооружениями со шлюзами и водосливными плотинами. Они-то и представляют особый интерес для туристов. 

В будние дни прокат на самом популярном шлюзе «Домбровка» почти не востребован. Лодки и катамараны простаивают. А ведь активных занятий здесь предложено на любой вкус. Можно взять на время двухколесный транспорт с картой веломаршрутов. Этим летом здесь появилась мини-станция по обслуживанию велосипедов. Можно подкачать колеса и воспользоваться ключами. Можно арендовать садовый домик за 3 рубля в час, навес с мангалом обойдется в 6 рублей. Однако из развлечений самым популярным был и остается белоснежный теплоход «Неман». Его капитан Александр Киреня больше 20 лет верен своему «кораблику»: 

— В прошлые годы работали с полной загрузкой, в год выполняли по 600 рейсов. Недовольных не припоминаю. В особенном восторге гости от прохождения шлюзов, когда опускаемся на 3,5 метра, потом поднимаемся. Процесс шлюзования занимает около 20 минут. Цикл подъема прост. Сначала теплоход проходит в узкую входную камеру. Как только створки весом в две тонны каждая закрываются, в шлюз начинает поступать вода. Тонны ее срываются в камеру, наполняя атмосферу гулом и мельчайшей водной пылью. Потом теплоход начинает набирать высоту, прибавляя по несколько сантиметров в минуту. В какой-то момент стены становятся вровень с верхней палубой, а уже через четверть часа мы вновь на нужной высоте. Наиболее интересные кадры получаются наверху, когда визуально можно оценить перепад высот, который преодолел теплоход. 

Канал в парке

Включение 22 километров водной глади на белорусской территории во внутренние водные пути предоставляет законность прохождения по руслу канала любых видов судов. Это значит, что гостей со временем непременно станет больше. Потребуется новый уровень организации сервиса и развитие инфраструктуры. Администрация СЭЗ «Гродноинвест» является органом управления Специальным туристско-рекреационным парком «Августовский канал» площадью свыше 5,7 тысячи гектаров. 

Сервис под рукой.

Как считают в администрации свободной экономической зоны, принятие решения о его включении в водные артерии страны посодействует открытию новых туристических маршрутов в Гродно из-за рубежа, поскольку зона парка заканчивается в историческом центре, около железнодорожного моста через Неман.

В числе конкретных задач — создание новых вело- и водных маршрутов, строительство комплексов, поиск инвесторов. 

— Один из резидентов парка «Августовский канал» ООО «Августовская Инвестиционная Компания» планирует приступить к реализации первой очереди заявленного инвестиционного проекта, — рассказал о планах общества начальник отдела внешнеэкономической деятельности Денис Шулейко. — Предполагаемый объем инвестиций — почти 124 000 долларов. В результате в районе деревни Черток появятся ресторан и гостиничные домики. Также в марте нынешнего года владельцем комплекса зданий бывшего пивоваренного завода в Гродно стало «МБА Инвестмент». Компания планирует реконструировать здания пивзавода. 

В приобретенный комплекс входит 14 зданий, из них только два являются историко-культурной ценностью. В планах инвесторов — открытие музея пива в одном из подвалов, где стояли котлы для варки пива, а также мини-пивоварни, паба-ресторана, гостиницы. Под музей пива предполагается отдать 400 квадратных метров. В мини-пивоварне будут производить крафтовые сорта пива для посетителей местного кафе, ресторана или паба. Часть помещений будет сдаваться в аренду.

На Августовском канале уже сделано многое для интересного, активного и комфортного отдыха туристов.

С габаритами порядок

Уникальная возможность посетить Гродненщину по водной магистрали скоро появится и у безвизовых туристов, поскольку через канал откроется международное судоходство. К нам смогут приплыть яхты, катера, дома на воде, которые пользуются на западе большой популярностью. В связи с открывающимися возможностями на пристанях в областном центре нужно расширить сервис для водных туристов. Для дальнейшего развития канала создан Межведомственный координационный совет при Министерстве спорта и туризма.

Начальник управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Олег Андрейчик также говорит об открывающихся возможностях: 

— Включение канала в водные пути позволит большему количеству субъектов хозяйствования вести бизнес. Если здесь будут регулярно ходить наши яхты, иностранные, и будут пересекать границу именно в районе Августовского канала, то понадобятся и пункты дозаправки, и пункты обслуживания плавательных средств, и объекты, где можно разместиться, отдохнуть. На Августовском канале уже сделано многое для интересного, активного и комфортного отдыха туристов: проложены веломаршруты, оборудованы уютные места отдыха, работают пункты проката и обслуживания велосипедов, открыт туристско-информационный центр в поселке Сопоцкин. Активно продвигать будут не только велосипедные, но и водные маршруты. По Августовскому каналу в прошлом году проплыли 25,5 тысячи человек. Это на четверть больше, чем в позапрошлом. В рамках одного из трансграничных проектов планируется закупить еще одно маломерное судно, рассчитанное на два десятка пассажиров. На пути в Августов расположены низкие мосты, ограничивающие движение судов, габариты которых превышают четыре метра. 

Активно продвигать будут не только велосипедные, но и водные маршруты. 

Нельзя забывать и о таком интересном плавательном средстве, как байдарка. Заместитель председателя общественного объединения «Республиканский туристско-спортивный союз» Сергей Коледа рассказал о главном развлечении туристов на шлюзе «Немново»:

— Сплав на байдарках становится все более востребованным видом отдыха на Августовском канале. В лучшие времена в «Немново» совершалось несколько сплавов в день. За выходные принимали около 200–300 гостей. 

Шлюз «Немново» — особое место. Живописные пейзажи, близость к турбазе и, конечно, сам канал. Здесь его глубина достигает 5,5 метра — рекорд для всего Августовского. 

— Закуплены качественные байдарки, которые очень сложно перевернуть, — добавляет Сергей Коледа. К сожалению, из-за коронавируса в этом году поток туристов поредел, но спрос все равно есть. Чаще всего приезжают отдохнуть компании, а бывает, люди даже по одному приходят. Соответственно, делаем сборные сплавы. Радует, что людям нравится активный отдых. А на турбазе для него созданы все условия.

Из варяг в греки

С добавлением 22-километрового водного пути открывается хорошая перспектива и для гродненского участка речного пути республиканского предприятия «Белводпуть». Транспортный и пассажирский флот на реке Неман существует вот уже более ста лет. Сегодня филиалом «Гродненский участок РУП «Белводпуть» обслуживается 92 километра реки. После сдачи в эксплуатацию Гродненской ГЭС у него теперь две базы: одна — около Лунно, вторая — в исторической части Гродно. 

Начальник филиала «Гродненский участок» республиканского унитарного Днепро-Двинского предприятия водных путей «Белводпуть» Александр Маскалевич:

— Наша основная задача состоит в обеспечении безопасных судоходных условий на обслуживаемых участках реки, получаем доход и от строительной отрасли. А вот на туризме особо зарабатывать не получается, хотя в целом прогулочные поездки пользуются спросом. В прошлые годы перевозили 15–17 тысяч пассажиров. Но нынешний стал в этом плане провальным. Можно сказать, теплоход стоял на приколе. Покатали всего несколько десятков человек. Надеемся, когда все вопросы будут урегулированы, у нас появится возможность работать на Августовском канале вместе с теплоходом «Неман».

Начальник филиала «Гродненский участок» республиканского унитарного Днепро-Двинского предприятия водных путей «Белводпуть» Александр Маскалевич.

Пока пассажирский водный транспорт филиала «Белводпуть» представлен в единственном экземпляре. Это теплоход «Ольга Соломова», которому за 60 лет. Было время, когда он целых пять лет не эксплуатировался в ожидании капитального ремонта. Больше десяти лет назад на судне заменили практически все. 

Официально

В Министерстве транспорта и коммуникаций также говорят о создании правовой основы для ведения переговоров об организации международного судоходства. Кроме того, постановлением Совета Министров от 9 марта 2020 года № 137 согласовано создание государственного учреждения «Государственная администрация водного транспорта». Такое решение принято для обеспечения доступности, повышения качества и безопасности услуг водного транспорта, а также для выполнения международных обязательств Беларуси в области торгового мореплавания. Финансирование расходов на функционирование учреждения осуществляется за счет средств республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством. Министерству транспорта и коммуникаций поручено до 1 ноября принять меры по формированию имущественного комплекса учреждения, необходимого для выполнения возложенных на него функций. 

kondratsieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Татьяна КОНДРАТЬЕВА