Среди международных оперных фестивалей у минского — репутация особая. Уже 11 лет он ежегодно утверждает оперное достоинство Минска в поистине европейских формах и масштабах: ищет (и находит!) больших спонсоров, готовит громкие премьеры, выписывает из зарубежных театров звезд с мировыми именами. За эту неделю, пока будет длиться форум, Большой театр вновь даст шанс всем поклонникам классической музыки услышать в отечественных спектаклях солистов со стороны — и первая такая встреча назначена уже на завтра. В главной премьере декабря (а возможно, и всего театрального сезона) — спектакле Камиля Сен‑Санса «Самсон и Далила» — споет солист «Геликон‑оперы» Иван Гынгазов. В партии Далилы выйдет наша прима Оксана Волкова. Она же, к слову, режиссер спектакля.
Самсон и Далила: Иван Гынгазов и Оксана Волкова.
Волкова и ее команда
В белорусском Большом «Самсона и Далилу» еще ни разу не ставили, но подбирались. В числе главных трудностей традиционно называли проблему с тенорами, которые смогли бы исполнить роль Самсона. Наконец тенора нашлись — причем сразу трое. Трудоемкую партию Далилы (к слову, одну из самых сложных для голоса меццо‑сопрано), помимо Оксаны Волковой, также репетируют три солистки. Артистка не нарадуется:— И все могут, и все хотят… С одной стороны, четыре состава — это очень много, это огромная работа для постановочной группы. С другой стороны, хочется максимально задействовать наших солистов, я вижу, как у них горят глаза, появилась наконец конкуренция в хорошем смысле слова. Во многом, конечно, дело в спектакле. Это музыка потрясающей красоты, она достойна того, чтобы быть на сцене нашего театра. «Самсон и Далила» не похожа ни на одну другую оперу.
За хрестоматийный ветхозаветный сюжет взялась практически та же команда, которая работала с Оксаной Волковой над ее первой режиссерской работой оперой «Виллисы. Фатум». Художником‑постановщиком стала Этель Иошпа, за свет и видеоконтент ответит Стас Свистунович. Оба — лауреаты «Золотой маски», приехали из России специально для работы над спектаклем.
Этель Иошпа признается: «Самсон и Далила» в белорусском Большом — пока самый сложный спектакль из тех, что она делала в опере:
— У нас с Оксаной, мне кажется, работа идет по усложнению. «Виллисы. Фатум» — спектакль одноактный, там мы еще пробовали друг друга в паре.
А «Самсон и Далила» — эпичное и очень сложное полотно. И хочется в этой эпичности не потерять человеческую историю.За амурную интригу сегодня вечером на сцене Большого ответят Анастасия Малевич и Дмитрий Шабетя, а завтра в главных партиях блеснут Оксана Волкова и солист «Геликон‑оперы» Иван Гынгазов. С Оксаной Волковой Иван уже работал — в опере «Садко» в Большом театре России.
— Иван — один из лучших сегодня исполнителей партии Самсона в мире, — уверена Оксана Волкова. — Это абсолютная правда. И я благодарна, что он согласился поучаствовать в нашей опере. Причем это уникальный случай: не помню такого, чтобы приглашенный певец вводился в еще не существующий спектакль. К счастью, Иван очень гибкий, все фиксирует и моментально ловит на ходу. Причем делает все именно так, как я придумала у себя в голове.
А кто еще?
После двойного премьерного праздника сцена Большого на один день перейдет в распоряжение Екатерины Семенчук. Наша соотечественница, солистка Мариинского театра и обладательница роскошного меццо‑сопрано, споет для минчан 17 декабря. В отдельных номерах компанию ей составит солист Мариинки Магеррам Гусейнов, а за дирижерским пультом вечер проведет Эйюб Кулиев — главный дирижер и музыкальный руководитель Азербайджанского театра оперы и балета, давний друг Большого театра Беларуси.Завершится программа еще одним явным фестивальным фаворитом — гала‑концертом звезд мировой оперы. К артистам, уже освоившим сцену в дни форума, добавятся их коллеги, среди которых солистка Большого театра России Венера Гимадиева, а также приглашенный артист Мариинского и Большого театра России Годердзи Джанелидзе.
leonovich@sb.by