Транспортные зайцы распоясались

Все зайцы серые

Насколько действенны меры борьбы с так называемыми зайцами?
В то время как магазины зазывают праздничными скидками на подарки, монополисты, сопоставив дебет с кредитом, традиционно заводят разговоры о повышении тарифов. Скажем, транспортники до конца года планируют повысить стоимость проезда на 5 копеек. В Минске за одну поездку в автобусе, троллейбусе или трамвае будем платить 55 копеек, в областных городах — 45, в метро — 60 копеек. Куда деваться, без общественного транспорта никак. Однако есть вопрос: все ли возможное сделали производители полезной услуги, чтобы она обходилась дешевле? Технические тонкости и экономию топлива оставим аудиторам, обсудить же предлагаем тех, за кого нам регулярно приходится доплачивать. Насколько действенны меры борьбы с так называемыми зайцами?



Поводом стал очередной показательный случай, произошедший в могилевском автобусе № 24. На остановке вошел пассажир и на предложение кондуктора оплатить проезд протянул крупную купюру: хочу, говорит, проездной на месяц. А дело близилось уже к его середине, когда все, кто хотел, абонемент приобрели. Соответственно у кондуктора их не оказалось. «Очень жаль, мне нужен именно проездной», — только и посетовал пассажир. Кондуктор то и дело подходила к безбилетнику с просьбой все–таки заплатить за услугу или выйти. На что он парировал: мол, если нет необходимого ему билета на месяц, то должны везти «просто так». С этими словами молодой человек демонстративно уселся на одно из передних сидений. На замечания и увещевания окружающих (конфликт, как водится, немедленно привлек внимание) не реагировал. Завершился инцидент тем, что на одной из остановок к герою дня подошел седовласый мужчина крепкого телосложения и «помог» безбилетнику покинуть салон. Тот будто готовился: активно сопротивлялся, кричал и снял эпизод на телефон. А оказавшись на остановке, немедленно обратился в ближайшее отделение милиции с заявлением о хулиганстве. Причиненный вред оценил в 700 рублей. Итог: за помощь кондуктору пенсионеру пришлось выложить хоть и меньшую, но кругленькую сумму. Теперь будет помнить, что вмешиваться и тем более вершить самосуд чревато. А что до безбилетника, факт бесплатного проезда которого был подтвержден водителем, кондуктором и свидетелями, так его... не нашли. Хотя все материалы директор автопарка, как положено, немедля отправил в транспортную инспекцию. «Административный процесс в отношении гражданина Х. не был начат, — сообщил в итоге начальник филиала транспортной инспекции по Могилевской области В.И.Руденок, — в связи с его неявкой для дачи пояснений по факту и истечением срока наложения административного взыскания».


Весьма поучительная и, что удручает, типичная новелла. В сухом остатке имеем полный и безоговорочный триумф зайца, бездействие транспортной инспекции и энную сумму, не поступившую в кассу автопарка. Не раз доводилось наблюдать, как дружно пустеют автобусы и троллейбусы в Минске, когда на остановке в салон собираются войти ревизоры. Из этих «убежавших» платежей также складываются убытки транспортных предприятий. Об их величине можно только догадываться. Не кажется ли вам, что как–то неправильно в принципе у нас построена система контроля сбора платы за проезд? Если ориентируемся на европейскую модель, основанную на доверии, но жесткости и неотвратимости наказания, то последнего звена не наблюдается. Доверие есть, наказание сомнительно. Логика зайца: государственная контора, все спишет. Видано ли, чтобы, скажем, в частной маршрутке кто–то пытался проехать даром да еще бы демонстративно насмехался над тем, кто его доставляет из пункта А в пункт Б? Кусал, щипал или избивал, хотя целиком и полностью не прав? А сколько подобных случаев происходит с ревизорами и кондукторами государственного общественного транспорта? Может, пора здесь навести порядок?

Отдел социальных проблем.

Советская Белоруссия № 243 (25125). Суббота, 17 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter