Экономика России и Беларуси переживает непростые времена

Все войны заканчиваются. торговые тоже

Заведующий сектором исследований проблем внешней торговли Института экономики НАН Дмитрий БЕРЕСНЕВ поделился своим видением перспектив экономического развития Союзного государства:



– Белорусский экспорт на российский рынок помимо продуктов питания преимущественно состоит из инвестиционных товаров, а это грузовые автомобили, седельные тягачи, тракторы и другая сельхозтехника. Спрос на них в России резко упал по причине замедления роста экономики союзной страны: если предприятиям не до жиру, то им и не до покупок.

По сравнению с прошлым годом белорусский экспорт в Россию снизился на 6,5%, и это несмотря на то что мы по некоторым позициям нарастили поставки продовольствия. Выручка отечественных предприятий снизилась, выросли складские запасы, многие коллективы переходят на четырех- или трехдневку.

– Может, нужно переходить на иные формы взаимных расчетов, к примеру, вернуться к бартерным сделкам?

– Думаю, до бартера дело не дойдет, но нам не стоит отказываться от расчетов в национальных валютах. Это правильно и перспективно. Лизинг – также эффективный механизм продажи своей продукции. Этим успешно в Беларуси занимается ОАО «Промагролизинг». На Россию приходится около 30% от всего объема лизинговых поставок. Таких и иных финансовых схем должно быть как можно больше.

– Стоит ли ожидать дальнейшего снижения экспорта?

– Поставки в союзную страну сохранятся на уровне прошлого года. Очень многое зависит от того, удастся ли нам решить с российским Правительством важные для активизации товарооборота вопросы. Сейчас как раз идет активная работа над подготовкой проекта программы совместных действий с Россией в области экономической политики. Если будет принята добротная программа согласованных действий, то удастся урегулировать разногласия, завершить, наконец, «торговые войны». Важно также для белорусских организаций получить не формальный, а реальный доступ к российским госзакупкам. Думаю, что Российская Федерация должна быть заинтересована в союзнике.

– Наверное, стоит ускорить реализацию крупных совместных проектов, о которых много говорилось в последнее время?

– Необходимо сформировать общую промышленную политику наших стран, чтобы выпускаемая продукция напрямую не конкурировала между собой, а была бы, по крайней мере, дополняющей, то есть выпускалась в разных ценовых группах или смежных сегментах специализации. Хорошо если бы сама «сборка» была максимум кооперационной. Ведь «теснить» на рынке мы должны не друг друга, а производителей из Китая и Евросоюза.

Нужно активнее продвигать интеграционные проекты: объединение МАЗа и КамАЗа, «Интеграла» с госкорпорацией «Ростехнологии», создание азотного комплекса на «Гродно Азот», совместного предприятия в области искусственных нитей и волокон, воссоединение  «Пеленга» с «Роскосмосом» и другие. Создание крупных холдингов даст возможность не только выпускать совместные востребованные товары, но и наладить общие сети: товаропроводящие и сервисного обслуживания (к примеру, чтобы любой обладатель «МАЗа» мог рассчитывать на качественное и быстрое обслуживание на сервисном центре КамАЗа и наоборот).

– А каково место малого и среднего бизнеса в этих процессах?

– Во всем мире аутсорсинг является одним из эффективных средств снижения себестоимости продукции. Кстати, такая форма взаимодействия крупного и малого бизнеса очень развита в Японии. Нужно учиться выстраивать кластерные структуры.

– Наверное, сегодня как никогда актуален и обмен опытом?

– Интеграционные союзные проекты реализуются в стратегических отраслях, таких как микроэлектроника, приборо- и машиностроение, космос, медицина, сельское хозяйство, охрана окружающей среды и другие. Это и есть обмен опытом, аккумуляция его. Выполняется 14 бюджетных программ, недавно подготовлено еще 15 проектов концепций программ Союзного государства, они проходят согласования в отраслевых министерствах.

Наш опыт молочно-товарных комплексов мог бы пригодиться России. Думаю, белорусские организации с удовольствием приняли бы участие в различных импортозамещающих проектах. Мы сейчас изучаем и анализируем российский рынок, чтобы понять, как нам структурировать экспорт, то есть предлагать соседям то, от чего они не смогут отказаться. Смотрим, по каким товарам они собираются наладить крупное производство. Наши производственники должны включиться в процесс или переориентировать свое производство на выпуск другой продукции, востребованной рынком.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter