Белорусские производители сладостей увеличат поставки в российские регионы

Все в шоколаде

Белорусские предприятия, выпускающие кондитерскую продукцию, наращивают ее экспорт в Россию. А россияне помогают им решать вопросы импортозамещения. Об этом «СОЮЗу» рассказали на кондитерской фабрике «Красный пищевик» и Рогачевском молочно-консервном комбинате. В рамках пресс-тура, посвященного 25‑летию Союзного государства, мы заглянули на производство и узнали, как делаются самый вкусный белорусский зефир, сгущенка и какие сладости предпочитают россияне.

В цехе, где производят самый дорогой зефир, нет автоматизированной линии, а шоколадную «обливку» делают вручную.
РОМАН ЩЕРБЕНКОВ

От Смоленска до Хабаровска

Россияне, как и белорусы, несмотря на общий тренд, что сладкое — это вредно, по-прежнему остаются сладкоежками. Знаменитая бобруйская фабрика «Красный пищевик» в этом году ожидает реализации продукции в России на сумму более 5 млн долларов. Планы на следующий год — увеличить поставки до 7 — 8 млн долларов, рассказал заместитель директора по коммерческим вопросам кондитерской фабрики Александр Горбатенко.

— Мы заключили контракт с двумя федеральными сетями «Перекресток» и «Пятерочка», реализуем продукцию в «Светофоре» — 2,5 тонны на 5,5 млн долларов, — отметил Александр Горбатенко. По его словам, на первый квартал следующего года запланированы переговоры с торговой сетью «Магнит», цель — выйти на 7 — 8 млн долларов. Говоря о предпочтениях россиян, наибольшей популярностью пользуется продукция, которая производится в натуральном шоколаде. Многие российские предприятия, по словам замдиректора, заместили натуральный шоколад на кондитерскую глазурь.

— Так как спрос на сырье из какао-бобов вырос, соответственно, выросла и цена на шоколадные изделия. Поэтому мы идем путем минимизации других издержек. Принципиальная позиция осталась — сохранить выпуск продукции в натуральном шоколаде, — пояснил Александр Горбатенко.

В топе у россиян находится классический зефир, который производится путем отсадки на сосновые доски, уточнил Александр Горбатенко:

— Мы, пожалуй, на постсоветском пространстве остались единственные, кто производит зефир таким образом. 

Также россияне любят мармелад, халву, драже и козинаки.

Что касается географии экспорта, то поставки осуществляются от Смоленской области до Хабаровского края.

— В нынешнем году на территории России открыто 8 фирменных магазинов нашей фабрики: «Бобруйский зефир», два магазина в Сочи. В лидерах — Москва — ВДНХ и улица Большая Садовая, 1, Воронеж, Смоленск и Самара, — поделился замдиректора по коммерческим вопросам. 

Он добавил, что в 2025 году на территории России планируется открытие минимум 10 торговых объектов:

— На уровне правительств наших двух стран решается вопрос открытия большого белорусского торгового центра, где будут представлены белорусские производители не только пищевой промышленности. Мы уверенно идем, будем открываться. 

Южные регионы России почему-то больше склонны к жевательному мармеладу и менее — к шоколаду. Самую дорогую с точки зрения цены продукцию любят в регионах ближе к Сибири. В Москве покупают все, но самое востребованное: зефир по классической рецептуре и продукцию в шоколаде.

Сейчас фабрика готовится к Новому году. Заказано около 300 тысяч «новогодних чехлов» — накладок с новогодней тематикой на коробки, из них около 100 тысяч уйдет в Россию. Среди новинок — зефир со вкусом шампанского и клубники.

Натуральные ингредиенты и старинные рецепты

Знаменитому предприятию в Бобруйске более 150 лет. Секрет фирмы, по словам главного технолога Татьяны Барбас, — натуральные ингредиенты, старинные рецепты в сочетании со смелыми новинками. По ее словам, в импортозамещении помогают россияне. Раньше многое закупали в Европе, но в последние годы пришлось переориентироваться. Теперь фабрика закупает агар-агар, пектин, красители и ароматизаторы у российских поставщиков. Часть из них — российского производства, часть — через российских посредников поставляется из Китая...

Нам повезло — удалось побывать сразу в нескольких цехах, увидеть, как делается премиальный зефир и мармелад.

В цех, где делают самый дорогой зефир в шоколаде, в том числе знаменитые «грибочки», гостей пускают редко. Здесь нет автоматизированной линии, а шоколадную «обливку» делают вручную — пока не удалось найти технику, которая идеально заменила бы этот ручной труд, поясняет Татьяна Барбас. Штучный товар, ручная работа, поэтому зефир дорогой. Попробовала сделать шоколадный грибочек, самый знаменитый зефир фабрики. Ножка у него белая, а вот шапочку нужно аккуратно «покрасить» в коричневый цвет. Тут требуются внимание и сноровка, мастер за смену должен изготовить три тысячи таких зефирок.

В мармеладном цехе любимые лимонные дольки. Здесь автоматизированные линии. Белорусские медики, по словам Татьяны Барбас, рекомендуют съедать по 30 — 40 граммов мармелада в день, диетологи тоже не против зефира и мармелада.
Южные регионы России больше склонны к жевательному мармеладу, менее — к шоколаду
— Там ноль жиров и всего 300 калорий, зато много витаминов и минералов. Тут сахар, патока, красители натуральные, из добавок — кислота лимонная, — комментирует главный технолог предприятия.

Со вкусом из детства

О пристрастии россиян к белорусским сладостям рассказывали на Рогачевском молочноконсервном комбинате. Здесь выпускают не только знаменитую сгущенку, но и смеси для мороженого, сливочное масло и более 20 видов сыров. Предприятие давно пошло по пути импортозамещения, одним из первых в стране освоило выпуск пармезана. Как уверяют сотрудники комбината, их пармезан успешно конкурирует с европейским. К ним приезжали дегустировать сыр итальянцы, которые отметили, что рогачевский пармезан «даже лучше».

Сгущенка занимает 60 % всего объема продукции предприятия. В сутки консервный цех Рогачевского МКК перерабатывает около 350 тысяч банок со сгущенным молоком и порядка 150 тысяч банок концентрированного стерилизованного молока, рассказал заместитель генерального директора по производству Александр Сазонов. По его словам, на экспорт отправляется около 75 % продукции, из них более 90 % уходит на российский рынок.

Основная масса закупок сгущенки приходится на центральную часть России, потому что она находится ближе. Но поставка идет во все регионы.

На предприятии рассказали, что есть и так называемые гастрономические туристы. Это россияне, которые целыми тележками забирают сгущенку.

Рогачевский МКК выпускает сгущенное молоко с четырьмя вкусами: кокос, ирис-сливки, ваниль-сливки, ирландский крем. А также выпускается единственная в своем роде вареная сгущенка «Егорка».

Разработкой новых вкусов занимается технологический отдел, отдел маркетинга, который следит за тенденциями на рынке, изучает потребительский спрос. Только после подробного изучения спроса проводятся совместные дегустации, пробные выработки, на основании которых запускается массовое производство.

Технологический процесс производства сгущенного молока с сахаром занимает примерно 12 часов от поступления молока-сырья на комбинат до выхода готовой продукции.

Юлия Васильева

julia@rg.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter