Четыре рабочих дня белорусские садоводы и овощеводы изучали опыт лучших в ЕС польских коллег. Чему научились?

Все в сад

ПОЛЬСКАЯ таможня не смогла охладить наш неуемный аппетит в поиске причин рекордной плодовитости соседских садов и ягодников. Хотя, сама того не ведая, могла настроить участников учебы-семинара на проблемы с восприятием материала. Чем именно? Законопослушные жовнеры добросовестно выпотрошили со всех сумок и чемоданов даже намек на мясную продукцию. Взятые с собой про запас колбасы, полендвицы и котлеты по их неумолимому приказанию перекочевали в мусорные контейнеры. Даже с бутербродов велели сковыривать колбасную нарезку. Наивные: нас уже ничем нельзя было остановить. Но, даже лишенные напрочь привычного продзапаса, мы и подозревать не могли, что буквально через несколько часов пути польские фермеры «отомстят» соотечественникам в погонах за столь бесцеремонное лишение коллег национальных деликатесов. Оказывается, в первом же пункте насыщенной программы семинара нас ждал роскошный деревенский завтрак с кашанкой – кровяной колбасой и прочими изысками уже польской кухни.


ВОТ так, с угощения, начался первый день учебы-семинара в польской региональной столице яблок Груец. Еще до гостеприимной встречи с паном Мареком мы успели почувствовать эту особенность территории южнее Варшавы: асфальтная двухполоска проходила в основном сквозь сплошные садовые плантации. Дорога, сады, коттеджи. Этот пейзаж практически не менялся десятками километров. Не скрою, наблюдать его было не то чтобы завидно – азартно. Мы же понимали, что приехали сюда не за пейзажами — за опытом, который намерены внедрить.  

У Марека Вевюры – семейный бизнес. В него втянута, собственно, вся родня. Больше того, в кооперации с ним и другие фермеры из ближайшей округи. Одни выращивают плоды и ягоды, другие их продают в самой Польше, но больше за рубеж. В частности, сам Марек – в основном по этой, последней части: импорт-экспорт. 10 фур с холодильниками всегда готовы в дальнюю дорогу.  В день нашего приезда три машины стояли под загрузкой зеленого яблока на Беларусь.

Пан ВОЙЦЕХ показывает технологии обрезки сада

Еще в 2000 году они построили хранилище: сортировочную линию и пять камер по 120 тонн каждая. Пользовались ли помощью Евросоюза? Нет, так как поляки вступили в него четырьмя годами позже. А вот уже на покупку сортировочной машины ЕС компенсировал половину из 120 тысяч евро. Впрочем, за пять лет она успела окупиться. Интересная деталь: рабочие на сортировке и других подобных работах – украинцы, сами поляки этим не занимаются. 

Еще любопытный факт: у брата Марека — Войцеха 30 гектаров земли, половина из которых под садом. Остальные – крыжовник, голубика и слива. Так вот, фермеры они уже в третьем поколении, вместе с матерью Марианной, женой Жанеттой, сыном Лукашом.  Если у деда Тадеуша было 10 гектаров, у отца уже 30, ну а сын хочет расширить плантации до ста гектаров. Так земля же дорогая? На что отец и сын, Войцех и Лукаш, мне ответили: «Да, недешевая – 30 тысяч долларов за гектар, но банк дает кредит на это под 4,5 процента». Есть дотации и на сад, причем, что характерно: молодым дают больше, чем пожилым фермерам. Одним словом, все продумано под перспективу, расширение бизнеса. А в целом под человека.

Пан КШИШТОФ отвечает на вопросы белорусских гостей в своем зимнем саду

В хранилище мы задали и волнующий всех вопрос о количестве обработок яблок. Дескать, молва идет далеко впереди: польские яблоки имеют красивый товарный вид, но они неживые, задушенные химией. На что владелец хранилища немало удивился: « Я могу и 15, и 20 раз обработать плоды, но экологическую безопасность в ЕС строго контролируют, и вредную продукцию никто не пропустит, в том числе и в Беларусь». 

И главный, пожалуй, урок семинара для наших садоводов – технология обрезки. Всей группой в зимнем саду мы долго экзаменовали Войцеха на этот счет. А он, вооружившись секатором, отвечал без запинки на любой вопрос, демонстрируя все на практике. Что делать с кроной у пятилеток? Ширина рядов? Расстояние между яблонями? Для чего нужны оцинкованные стойки, металлический каркас, сетка поверх насаждений?.. Высший класс пилотажа! 

ПОЛУЧИВ исчерпывающие ответы, наши делились впечатлениями. «Здорово! У нас 160 гектаров садов, но каждый дает всего по 20 тонн. А у них 50 и даже 70 тонн с гектара», – восхищалась агроном-овощевод из пружанского ОАО «Ружаны» Ольга Гайдук. «А почему у вас не 50 тонн с гектара?» — спрашиваю. «Так у нас технология другая. Мы отстали намного, 10 лет назад начинали вслепую». «А наш Институт садоводства?» — не сдаюсь я. «И у него такие же технологии…» «У нас же плотность другая, расстояние между деревьями значительно больше», — мнение  начальника сада ОАО «Журавлиное» Ирины Черепенько. «А почему?» «Такие рекомендации»…

В плодохранилище компаньонов пана МАРЕКА

Что ж, очень полезные практические занятия. Жаль только, никого из наших ученых-садоводов и авторов рекомендаций не было рядом.

Еще для ясности. В Польше садоводством и огородничеством занимаются в основном по двум схемам кооперации. По такой, как у Марека, когда объединяются в семейном бизнесе, подключая других фермеров. При этом, конечно, счета и прочие финансовые операции у каждого свои. У того же Марека отличные отношения с братом, но бизнес-табачок у них врозь. Второй вариант – более крупные компании, группы, которые занимаются производством, переработкой, логистикой и продажей продукции. Евросоюз приветствует именно такие фирмы и хорошо их субсидирует: до 80 и даже 100 процентов затрат, если правильно составить документы. Почему же в таком случае все производители не спешат объединяться в подобные компании? У фермеров есть свой резон, они сами решают, куда вкладывать свободные деньги, в то время как у групп существуют проблемы с оборотным капиталом. Но это частности во все равно успешных бизнесах, и они порой плавно перетекают из одной стадии в другую. Скажем, Марек тоже подумывает об открытии логистического центра, но побаивается пока вкладывать свои деньги: слишком остра конкуренция среди уже существующих групп.

Мареку ВЕВЮРЕ вручает белорусские сувениры заместитель председателя Белорусского крестьянского совета Леонид МАТУСЕВИЧ

ОДНА из таких, кстати, очень успешных, фирм значилась в объектах нашего семинара. Примерно в 80 километрах южнее Варшавы мы получили прекрасную возможность увидеть хорошо отлаженный цикл производства, переработки и продаж. Что еще важно – здесь, кроме всего прочего, состоялось знакомство с потенциальными партнерами. Правда, с одной оговоркой: польские коллеги из компании LA-SAD не прочь сотрудничать с нашими садоводами, но, уже один раз крепко обжегшись, хотят впредь иметь дело с настоящими бизнесменами, то есть,  держащими свое слово. Но об этом чуть позже. А сейчас по существу: что полезного увидели мы в цехах и садах успешной компании?

Начну с того, что владельцы ее занимаются своим делом уже в пятом поколении. Кшиштоф Лахович, двоюродный брат президента компании, занимается исключительно производством на 30 гектарах сада. Он считает себя человеком состоятельным, но даже не пытается сравниваться в этом со своим дедом. У него восемь детей, все стали садоводами и все имеют по 30 гектаров. Вот дед богат!  И все же, в чем секрет урожайности и качества яблок у Кшиштофа?

В саду он показывает нам голландские сорта саженцев и делится своей школой этой науки. Подробно рассказывает о капельном поливе, сроках и методах обрезки, характеризует отдельные сорта. Скажем, красный «принц» приносит до 80 тонн с гектара. Ведет в молодой сад, где на 5-метровых столбах предусмотрена сетка, защищающая плоды от града. А что государство не страхует эти риски? Раньше – да, и при стихийных бедствиях были большие от него выплаты, но теперь нужно рассчитывать только на себя.

Но сами дотации от государства остались, и они немаленькие. Есть один честный метод их увеличить. Дело в том, что на 10 гектаров предусмотрено 50 тысяч евро субсидий. Еще не так давно они выплачивались всем, но желающих появилось слишком много. И заданную квоту стали выдавать на хозяйство в целом – на те же 30 гектаров. Тогда Кшиштоф из одного хозяйства сделал три – по десять гектаров себе, маме и сыну, и каждое теперь получает по 50 тысяч евро. Мудро, а главное — по закону.

Много это или мало? Думаю, солидно, особенно по нашим меркам. Но так, на всякий случай, полезно знать: заменить гектар сада стоит, по словам Кшиштофа, 20 тысяч евро. А построить подобное хранилище с линией сортировки  — 1,5 миллиона злотых (курс за 1 доллар – 4 злотых).

— Я осторожный и совсем не крупный инвестор в собственное дело, — прокомментировал фермер. – Но психология садовода дает о себе знать. В чем она? Деньги заработал, и их надо вкладывать дальше. Этот процесс, к счастью, бесконечен. Как все в природе…

Конечно, только одних родовых генов Кшиштофу, как и многим другим фермерам, с которыми мы встречались в Польше, явно недостаточно. Больно хлопотное и сложное занятие это – садоводство. Ленивых и малограмотных оно не прокормит, какими бы мудрыми ни были их предки. Стало быть, надо самим учиться. Наш гид окончил сельхозакадемию в Варшаве, где прослушал курс лекций авторитета в этом деле – профессора Томаля. Магистрантскую  работу писал по хранению яблок. В свои 35 лет фермер не устает искать чужой опыт и щедро делится им с коллегами.

Кстати, об этом же говорил нам и президент компании Михал Лахович. К ним можно приезжать работать и учиться одновременно. Хоть с другого конца света, хоть из Беларуси. Да и  сами ведь поляки не просто так одолели голландцев и французов, став основной столицей Евросоюза по производству яблок, – в острой конкуренции и в неустанном привлечении новаций!

А ВОТ инвестировать в белорусские сады пан Лахович сейчас остерегается. После того как его кинули несколько лет назад у нас на родине в классическом чиновничьем стиле. И даже тот факт, что предки его из Ляховичского района,  не заставит бизнесмена дважды войти в одну и ту же реку… Впрочем, об этом, а также о значении для отрасли Института садоводства и объяснимой рыночной магии Всепольской биржи по цветам и огородничеству в Познани мы поговорим потом.

Сергей МИХОВИЧ, спецкор «Сельской газеты»

Фото автора 

Минск–Варшава–Груец–Берлин–Минск
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter