Почему пустуют парковки и заставлены дворы?

Все в паркинг!

В Минске паркинги строятся на любой вкус. Парковочные места, которые могут использоваться даже для долгосрочной аренды, сейчас должны быть предусмотрены и при строительстве торговых, спортивных, развлекательных центров. Почему же одни площадки, призванные стать домом для автомобилей, пользуются спросом у автомобилистов, а другие пустуют? Давайте разберемся.


Рабочий день для журналистов «СБ» начался с автостоянок по улице Каменногорской. Первая — напротив домов с номерами 72, 74.

«И много у вас свободных мест?» — спрашиваю у контролера Игоря Фалея, кивая на растяжку у входа о незанятых площадях.

— Вам хватит. Здесь можно поставить 200 машин, 40 мест пока пустуют. Хотя цены приемлемые, 30 рублей в месяц. Тут, как ни крути, транспорт под охраной. Будет царапина — с нас спросят. Потому смотрим в оба. Помню, лет 8 — 10 назад даже дряхлый «жигуленок» старались загнать на стоянку (а попасть туда было непросто), иначе авто буквально разбирали по частям. И ехали граждане, не глядя на расстояние. А сейчас ленятся лишних пару метров пройти. Возле дома бесплатно и сравнительно безопасно.

Улица Кабушкина, 7. В окошке помещения для контролера показывается голова: «Оплатить можно?» Николай Семенович живет неподалеку. Говорит, что пользуется охраняемой стоянкой с тех пор, как купил автомобиль: «В отдельных микрорайонах стали строить такие стоянки почти во дворах. Удобно. Правда, припарковаться там проблематично. Мне же приходится до дома пройти квартал, но ничего, жив. Плачу в месяц 30 рублей, в год — 360». «Здесь, — говорит инспектор–контролер Елена Викторовна, — машино–места пустуют действительно редко. В основном заключаются долгосрочные договоры».


На стояночном пятачке по улице Гикало, за ЦУМом, где буквально месяц назад — хоть в футбол играй, теперь не протолкнуться. «Так на какое–то время шлагбаум на въезде убрали, сделали стоянку бесплатной. Вот все сюда и ломанулись, — комментирует водитель Алексей Денько. — До этого час стоил рубль».

Впрочем, на близлежащих улицах стало не намного свободнее. Несколько спасает ситуацию соседняя парковка, пользующаяся спросом у автомобилистов. Однако ее контролер удивил: «Раньше рассчитанная на 350 машино–мест площадка из–за переполненности закрывалась уже к обеду. Теперь, как видите, мест хватает. За час водители платят всего 1 рубль 30 копеек, и то говорят, мол, дорого. Месячная аренда — 34 рубля. Работаем круглосуточно».

— Рядом с моим домом, по улице Каролинской, уже года полтора строят и никак не откроют паркинг, — сокрушается минчанин Дмитрий Карташ. — Место там я бы не выкупал, дорого. Но на год арендовал бы, ведь дворы забиты машинами, приткнуться негде. А, например, в Самаре делают так: между многоэтажками, во дворах выкапывают котлован и строят подземный паркинг, над ним — детскую площадку. И людям хорошо, и город разгружен.

Цены на выкуп машино–места в гаражах, паркингах жилых застроек разнятся: есть и 8 тысяч долларов в эквиваленте, и 45 тысяч. Допустим, в густонаселенном микрорайоне Уручье, где места в цене, на подземной стоянке приобрести одно можно за 15 — 20 тыс. долларов. По ул. Гамарника — 10 — 12 тыс., в Каменной Горке и по ул. Бельского — 8 — 10 тыс.

Ближе к центру


Паркинг «Столица» принадлежит Мингорисполкому (так же как и первый уровень паркинга по ул. В.Хоружей, 1а), остальные — частная собственность. Начальник управления по эксплуатации паркинга Петр Званкович устроил нам мини–экскурсию: «Для машин отведено 4 уровня на 499 мест. По долгосрочным договорам заняты 183, остальные оборотные. За день здесь проходит до 250 автомобилей. Зимой гораздо больше, поскольку люди понимают плюсы закрытого, теплого, удобного помещения».


Петр Петрович не слукавил: здесь действительно удобные заезд–выезд, понятно, куда ехать, места для машин широкие, хорошее освещение. Чтобы авто не зацепило столбы, они огорожены отбойниками. Дежурит охрана, всюду видеонаблюдение. В общем, радует все, кроме стоимости. Здесь она самая высокая в городе: первый час — 3 рубля, второй — 3,5, третий — 4. Зато с четвертого часа платишь всего по 30 копеек. Руководство паркинга объясняет высокие цены себестоимостью машино–мест из–за стоковой и прочих важных систем: «С этим ничего не поделать. Мы понимаем, что дороговато, поэтому время от времени устраиваем акции, к примеру, снижаем цену. Сейчас со вторых по 20–е сутки люди посуточно платят всего 4,5 рубля. Но, как показывает практика, это положение не спасает. Мы все еще перекрываем затраты за счет сдачи наших помещений в аренду. Вы посмотрите: просто паркинги никто не строит. Они изначально убыточные». Кстати, водители, с которыми мы здесь пообщались, на цену не жаловались.

У комплекса «Минск–Арена» есть многоуровневая и плоскостная парковки. Первая на улице Нарочанской, на трех уровнях 1.080 машино–мест. Парковка оснащена электронной системой доступа. Оставить здесь машину на месяц можно за 50 рублей, три месяца — 142, 6 месяцев — 270, на год — 510. Сутки стоят 5 рублей, час — рубль. Плоскостная автостоянка находится на перекрестке пр–т Победителей — ул. Нарочанская, вместительность — 300 мест. Месячная аренда — 45 рублей. Разовый въезд — с 7.00 до 23.00 — 2 рубля. Тут люди охотно заключают долгосрочные договоры. У ТРЦ «Арена–Сити» парковка бесплатная, открыта с восьми утра до часа ночи. Что удобно, еще с проспекта на электронном табло видно, имеются ли свободные места. А вот заезд узкий, как и парковочные места. Вечером попасть на эти площадки практически нереально. Как и в торговом центре «Замок». Если в «Арена–сити» навигация по паркингу удобная, то в «Замке» — увы. Зато машино–места шире. За стоянку платить тоже не надо.


Одним из самых востребованных у автомобилистов остается паркинг в здании ТРЦ Galileo, рядом с автомобильным и железнодорожным вокзалами. Въезжаем на парковку, система проезда автоматизированная. Возле закрытого шлагбаума видеокамера считывает номер машины, фиксирует время, и серпантин ведет нас наверх. Сам заезд, кстати, очень удобный. К навигации и стояночным местам вопросов тоже нет. На этажах — видеокамеры. Цены адекватные: первые сутки каждые четыре часа стоят 2 рубля, последующие сутки — 5. Оплата — по факту, после посещения ТЦ через специальные устройства как наличными, так и пластиковой картой. С копейками паркоматы пока на «вы», монетами тут не рассчитаешься. Аренда на месяц — 75 рублей с носа, точнее, с капота. Работает паркинг круглосуточно, одновременно вмещая 500 машин. В сутки здесь проходят около 1.000 автомобилей... На выезде шлагбаум выпустил нас лишь после того, как видеокамера сверила номер авто с теми, у кого стоянка оплачена.

* * *

Проводя это небольшое исследование, поговорили и с водителями. Позиция многих такова: «Зачем мне эти платные стоянки: во дворах, в доме? Моя машина стоит всего 3 — 4 тысячи долларов. Машино–место, к примеру, в новостройке предлагается выкупить в среднем за 20 тыс. долларов. Откуда у меня такие деньжищи? Да и если они будут, куплю лучше домик в деревне. Парковочные места должны быть доступнее». Трудно не согласиться. Конечно, близость паркингов к центру объясняет и высокие цены. В конце концов, застройщику, собственнику решать, какую выставлять сумму. Но все же. Одно дело — иметь квартиру в элитном районе, и совсем другое — парковочное место. Ведь набор услуг на дешевом и дорогущем паркинге, как правило, одинаков: ограничение чужого доступа, охрана, видеонаблюдение. Возможно, дело еще и в том, что рынок спроса и предложения в данной сфере не до конца сформирован? Серьезные бизнесмены, которые вкладывают немалые средства в строительство нового объекта, просчитывают рентабельность, стараются привлечь клиентов. Примеры тому есть. Допустим, застройщики, бывает, понимая неподъемность цен, продают машино–места в рассрочку. Все же, если бы они были доступнее для людей, спрос был бы выше.

Упрощен порядок установки шлагбаумов во дворах


Заполняемость минских платных стоянок и паркингов в среднем составляет процентов 30, перехватывающих парковок — 15, отмечает директор городского центра инжиниринговых услуг Денис Еременко:

— Полагаю, что сделать их более востребованными и тем самым разгрузить дворовые территории поможет упрощенная схема установки шлагбаумов во дворах. Она предусмотрена решением Мингорисполкома «О некоторых вопросах установки устройств, ограничивающих движение транспортных средств (шлагбаумов) на придомовых и внутридворовых территориях в г. Минске». Документ заработал с 22 сентября этого года. Если раньше жители, товарищества собственников хотели поставить шлагбаум на своей территории, то проблем не возникало. Вопросы появлялись тогда, когда для установки таких перекрытий нужно было выделять земельные участки. Они, как известно, предоставляются по результатам аукциона, решению Президента либо при реализации инвестдоговоров. Как действует новый механизм? Во–первых, для начала мы приравняли шлагбаумы к элементам благоустройства, для установки которых выделение людям земли не требуется. Активнее использовать новшество смогут даже отдельные граждане, инициативные группы, проживающие в доме. Человек просто нанимает организацию, эксплуатирующую жилищный фонд и предоставляющую жилищно–коммунальные услуги, и та готовит, передает полный пакет документов в администрацию района. А там уже рассмотрят возможность разработки соответствующего проекта решения.



Парковок станет больше


Город уделяет немало внимания проблеме обеспечения парковочных мест, отметил главный инженер УП «Гаражи, автостоянки и парковки» Петр Прудников: «Такими проектами занимаются наше предприятие и частные инвесторы. Парковочные площадки создаются и на дворовых территориях с помощью жилищно–коммунальных служб. К тому же сейчас при строительстве жилых домов предусматриваются машино–места из расчета — 100 машино–мест на 100 квартир. А не как раньше — 25 на сотню квартир.

Всего на балансе нашего охранно–эксплуатационного коммунального гособъединения — 105 стоянок, паркинги в торговых центрах «Столица», «Силуэт» (1 этаж). Всего 27.402 машино–места, из которых 5 тысяч свободно. Люди уходят, считая, что 30 рублей в месяц дорого. Есть также стоянки других форм собственности, их в Минске 154».

За 2017 — 2018 годы город организует до 10 тысяч платных парковочных мест, информирует П.Прудников: «В основном в центре, в пределах второго городского кольца. Однако также необходимо предусмотреть ответственность для нарушителей–неплательщиков. Зачем строить новые парковки, если не заполнены эти? Возьмем микрорайоны Сухарево, Малиновка, Каменная Горка, где стоянки пользуются повышенным спросом. Здесь нужно больше мест для хранения транспорта. А, к примеру, в Заводском районе есть немало пустующих мест. Почему? Просто сейчас другая криминогенная обстановка, люди не боятся оставлять машины на улице да и возле дома... Все же наших граждан нужно приучать к определенным вещам».

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 199 (25081). Суббота, 15 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter