В поисках утраченного. Деревянные храмы Витебска XVII – XIX столетий

«Все упование мое к Тебе возлагаю...»

В нашей сегодняшней подборке старинных фотографий и открыток — древние деревянные православные церкви Витебска. Их довольно подробное описание дал в статье «Деревянные церкви в Витебске», размещенной в 1895 году в 1-м томе издания «Труды IX археологического съезда в Вильне 1893 г.», Андрей Михайлович Павлинов — архитектор, археолог, реставратор, историк архитектуры второй половины XIX века. По мнению Павлинова, из деревянных церквей Витебска более всего заслуживали внимания Ильинская и Троицкая в самом городе и церковь во имя Святой Троицы в Марковом монастыре, в окрестностях его. Но мы предлагаем вспомнить еще некоторые ушедшие от нас святыни.

Интересно замечание А.Павлинова о том, что по памятникам, на тот момент сохранившимся, еще можно было представить и предыдущие раритеты, более того — проследить типы деревянных церквей «начиная с самых простых форм до самых сложных, с простого четырехгранника, покрытого на четыре или два ската в виде избы с крестом или главкой наверху…». Но, как видно из записей исследователя, уже тогда многое оказалось разрушенным. Во все времена и эпохи время бежит вперед неумолимо. И все же оно не должно уходить бесследно, растворяться, как дымка тумана. Поэтому поиск утраченного начался задолго до нас. Мы его только продолжаем.

Ильинская церковь с северо-западной стороны (конец ХIХ в.).

Ильинская церковь

По преданию, первоначальная церковь во имя пророка Ильи основана в 1447 году польским королем Казимиром в благодарность Богу за спасение его жены, тонувшей в Ильин день. Храм, существовавший в конце XIX века, построили на месте древнего в 1643 году. В плане он представлял крест. Глухая галерея окружала с трех сторон западный выступ церкви, примыкая к рукам креста, и заканчивалась двумя открытыми крылечками. Пять башен с высокими шатровыми крышами заканчивались пятью главами. Западная галерея над каждым крыльцом также имела по главке, так что церковь представлялась восьмиглавой. 

Стены храма были обиты вертикально досками. Как описывал А.Павлинов, внутри церковь не имела никакого убранства; в северо-западном ее углу были устроены хоры. Из «более замечательных вещей» ризницы назывались Евангелие и потир.

Церковь Святой Троицы

Исторические сведения о церкви Святой Троицы в Витебске А.Павлинов называл весьма скудными и отмечал только, что храм переделан в 1761 году. Однако предполагал, что все-таки он относится к более раннему периоду — XVII столетию — и «небезынтересен для нас уже потому, что знакомит с типом церквей крестового плана, которые, как известно, не были общеупотребительны».

Снаружи церковь также обита вертикально тесом. «Нельзя не обратить внимание на две входные двери с запада и юга на галерею, — писал Павлинов. — Деревянные двери эти украшены железными гвоздями в виде розеток двух величин; доски, образующие двери, расположены квадратами, диагонали которых соотносятся между собой горизонтально и вертикально». И снова: «Внутри церковь не имеет никаких украшений, за исключением хор в западном выступе».

Троицкая церковь (конец ХIХ в.).

Марков монастырь

Из исторических сведений о Марковом мужском монастыре А.Павлинов приводит следующие, имевшиеся у него. Князь Лев Самуил Богданович Огинский с супругой и Себастиан Мирский в 1633 году строят на месте монастыря деревянную церковь, а в 1638-м наделяют монастырь селами. Сын Льва Самуила Огинского, князь Симеон Карл, «хотя и принял латинство, но продолжал покровительствовать монастырю и в 1687 году подтвердил все дарственные записи своего отца, а существующую ныне церковь Святой Троицы выстроил на собственные средства. Храм этот был освящен в 1691 году».

Марков монастырь (нач. ХХ в.).

Церковь во имя Святой Троицы также имеет крестовый план. Она обнесена открытой галереей на фигурных столбах. Все выступы кончаются шатровыми крышами, так что храм представляется пятиглавым. Но исследователя огорчает, что «к сожалению, существующий фасад церкви, видимо, недавно отделан вновь. Выкрашенные стены, лопатки с ионическими капителями, поздние карнизы с итальянскими гуськами со значительно выдающимися слезниками и парапетами над ними, наконец, самая галерея с полукруглыми возвышениями над входами и неправильным расположением вокруг алтарного выступа, несомненно, указывают на позднюю, недавнюю переделку церкви. Таким образом, церковь снаружи окончательно потеряла свой древний вид».

Троицкая церковь Маркова монастыря (конец ХIХ в.).

Однако сохранились двери, ведшие с галереи в церковь с западной и южной сторон. Западный вход был богато украшен резьбой. Над наличником изображалась Святая Троица. Ниже два медальона с надписями. По обеим сторонам двери — два ангела в белых одеждах, до половины скрытые в орнаменте. «Середину каждой створы заполняет орнамент из стеблей и листьев в три завитка; в верхних завитках помещены две большие розетки, в середине их — медальон и корона, под которой буквы S.K.O., означают, вероятно, инициалы строителя церкви Симеона Карла Огинского. Ниже в четырех завитках изображение символов евангелистов с надписями. В настоящее время все эти орнаменты безвкусно раскрашены яркими красками, отчего много теряют». И еще: «В Марковом монастыре имеются иконы Богоматери и Николая Чудотворца, которые, по преданию, подарены монастырю царем Алексеем Михайловичем в 1655 г.; к несчастью, они так потускнели, что не поддаются фотографическому снимку. В ризнице находятся …два серебряных блюда; на одном изображение Знамения и надпись: «Все упование мое к Тебе возлагаю — Мати Божия сохрани мя — во своем…» …Две митры XVIII века. Кроме того, бархатная риза с богато шитым оплечьем, вероятно, XVII стол. И икона Николая Чудотворца новгородского письма».

Западные ворота Троицкой церкви Маркова монастыря (конец ХIХ в.).

Никольская церковь 

Церковь Святого Николая (батальонная) в Витебске построена в 70-е годы XVIII века, возможно, на месте более древнего, тоже Николаевского, храма: в исторических документах начала XVIII века упоминается храм Святого Николая, примерно на этом месте. Со временем церковь ветшала, и в 1853 году ее упразднили. Однако в 1853 — 1855 годах на средства Военного министерства и пожертвования горожан здание реконструировали. Прихожанами храма состояли воинские чины Витебска. Его архитектура соединяла черты традиционного культового деревянного зодчества северо-западной Беларуси, барокко и классицизма. В июле 1929 года храм закрыли, позже он был разрушен.

Деревянная Никольская церковь (нач. ХХ в.).

Храм на Юрьевой горке

Изначально построен в конце XVII века на поросшей соснами живописной возвышенности, с которой открывался вид на весь Витебск, в честь святого великомученика Георгия (Юрия) Победоносца. Возле церкви бил родник, вода в котором считалась целебной. Постепенно здание разрушалось, и в 1876 году на его месте возвели новое — на пять куполов, а не на один, как было раньше. Средства на строительство храма собирали всем миром. Церковь Святого Георгия относилась к разряду летних.


Деревянная церковь на Юрьевой горке (нач. ХХ в.).


Сегодня храма на Юрьевой горке уже нет. Но жив целебный источник, который по-своему рассказывает нам о святыне. Все-таки время не уходит совсем уж бесследно. 

Владимир ЛИХОДЕДОВ.

likchodedov@mail.ru

Галина УЛИТЕНОК.

ulitenok@sb.by

Открытки из коллекции В.ЛИХОДЕДОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter