IFMC выделяется среди прочих фестивалей яркой индивидуальностью, признанием зрителей и профессионалов

Все тренды модерна

Международный фестиваль современной хореографии в Витебске (IFMC) — не только  старейший фестиваль contemporary dance на постсоветском пространстве, он и один из самых представительных культурных форумов Беларуси по количеству иностранных участников.





На нынешний (IFMC-2014), уже двадцать седьмой по счету, свои видеозаявки прислали 55 коллективов из 17 стран мира, из которых 33 жюри пригласило выступить в Витебске. В качестве гостей на сцену вышли также танц-театры из России, Украины, Великобритании, Швеции, Испании, Израиля, США, Эстонии, Италии, в жюри и экспертном совете работали еще и  представители Германии и Голландии.

Как сказал министр культуры Беларуси Борис Светлов, IFMC выделяется среди прочих фестивалей яркой индивидуальностью, признанием зрителей и профессионалов:

– Фестиваль является отражением мировых трендов в искусстве. Эта творческая лаборатория современного танца всегда интересна зрителям, специалистам, собирает большую прессу и в течение многих лет является стартовой площадкой для открытия новых имен.

В этом году более половины участников конкурса приехали в Витебск впервые. Широкую географию представила Россия: свои работы привезли коллективы из Москвы, Вологды, Кемерово, Омска, Уфы. Россиянам достались и самые престижные после Гран-при награды. Лучшим хореографом конкурса члены экспертного совета признали Ольгу Горобчук из омского театра танца “нОга” — постановка “Огонек” принесла ей специальную премию имени Евгения Панфилова. Обладателем первой премии конкурса стал Илья Оши из Вологды с работой “На кончиках пальцев”. Хореографы Театра-студии современной хореографии из Москвы получили две третьих премии – жюри отмечены миниатюра “Домой” (Егор Маслов) и одноактный балет “Три сестры” (Павел Глухов). Работа “Ревность” (Елизавета Жукова) этой же студии получила специальную премию экспертного совета “За пластическое решение”.

Белорусские коллективы отмечены двумя вторыми премиями: их получили театр-студия Дианы Юрченко из Витебска за работу “Провинция” и проект Сергея Пояркова и Игоря Ничипорука из Минска за работу “Цветы для Юлии”. “За талантливый дебют” спецпремии жюри удостоена работа “Спектр” проекта Валентина Исакова из Гомеля, а Ольга Скворцова, худрук SKVO’s Dance Comany, награждена диплом “За развитие белорусского contemporary dance”.

Главный критерий любого конкурса, и IFMC не исключение, – талант. Его видно сразу. Поэтому, кому достанется главный приз, судьи долго не спорили: японский дуэт Аяка Хабата и Котара Ито был безупречен и Гран-при Международного фестиваля современной хореографии впервые уехал в Японию.

Пока зрители наслаждались искусством, экспертный совет, в состав которого входили балетные критики, педагоги и культурологи разных стран, исследовал современное состояние танца модерн. Его председатель балетный критик и музыковед Лариса Барыкина отметила, что технический уровень исполнителей очень вырос, но проблема “формы и содержания” по-прежнему существует:

— Как всегда не обошлось без невнятных номеров, когда мысль только мелькает, без лишней необязательной хореографии. Японцы победили, потому что их танец отличался художественностью каждой секунды, обязательностью каждого мгновения. Если говорить о тенденциях, уходит в прошлое время, когда говорили, что contemporary dance – удел закомплексованных несчастных женщин. Среди хореографов сегодня мужчины, нет и засилья темы несчастной любви. Война, выстрелы на сцене, поиск взаимопонимания, воссоединения – конечно, примета времени.

Современный танец таков, каковы мы сегодня: много самолюбия, мало любви. Хореографы этого жанра любят “проговаривать” неприятные темы, задавать неожиданные вопросы и вызывать новые эмоции. Неискушенному зрителю может показаться, что модерн выбирают балетные неудачники, но это просто другой мир. Нужно привыкнуть к тому, что на танцевальном спектакле артисты стоят, лежат, разговаривают, увлекаются театральными эффектами, пантомимой, акробатикой.

Хореография, будь-то классическая или современная, — это искусство элитарное, это всегда узкий круг. Но, говорят, если человек влюбляется в балет, то на всю жизнь. Витебская публика влюбилась в него много лет назад, и в итоге на сцене провинциального концертного зала выступили уже тысячи артистов более чем из сорока стран мира. Многие начинающие хореографы только здесь, в Витебске, который подарил миру художественный авангард начала XX века, почувствовали, что их творческие поиски кому-то интересны – даже в Минске трудно в течение пяти дней собрать аншлаг на пять совсем не развлекательных концертов.

По традиции на IFMC прошли интересные выставки. Московский фотохудожник Владимир Луповской привез серию портретов “Двадцатилетние”, посвященную первопроходцам современного танца, минчанка Анна Мойсеюк через фотографию постаралась показать зрителям лица танцоров за кулисами, а белорусский художник-авангардист Алексей Кузнецов представил проект “Беспредметное искусство”.

Все эти события не могли бы состояться без финансовой помощи учредителей фестиваля – ими выступают Министерство культуры Беларуси, Национальный академический Большой театр балета Беларуси, Витебский облисполком и горисполком областного центра.

Марина РОМАНОВСКАЯ, автор и директор IFMC, лауреат премии имени Сергея Дягилева за лучший продюсерский проект в сфере культуры и искусства, каковым витебский форум был признан на международном фестивале “Дягилевские сезоны: Пермь – Санкт-Петербург – Париж”:

– Мы постарались привезти абсолютно разноплановые спектакли. Все то, что увидели зрители на фестивале, смотрят сейчас в Европе. Мне нравится, что артисты и их произведения очень гуманны и говорят об одном и том же – поиске гармонии и взаимопонимания. Поэтому концерт открытия мы назвали  “Путь к себе”. Танец, конечно, никого не может переделать, переучить, зато в его силах заставить человека задуматься, заглянуть вглубь себя,  подтолкнуть к пониманию других. Может быть, не нам говорить о том, что мир запутался, но артисты живут в это непростое время и на него реагируют. На фестиваль приехали люди из разных стран, но мы говорим на одном языке и, уверена, умножаем добро и делаем этот мир лучше.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter