Производители рассчитывают получить в этом сезоне около 55 000 тонн льноволокна: готовы ли переработчики к приему такого урожая

Все тонкости полотна

Сегодня Беларусь занимает второе место в мире по площади, отведенной под посевы «северного шелка» (так лен поэтично называют аграрии), после Франции. Внимание к технологиям возделывания культуры и развитию льноотрасли у нас самое пристальное. Президент и в нынешнюю уборочную кампанию поставил четкую задачу специалистам: обеспечить жесткий контроль за заготовкой льнотресты и льноволокна. Пока аграрии с прогнозами осторожничают. И добавляют: посмотрите на погоду. Впрочем, по предварительным оценкам, урожайность в этом году будет выше прошлогодней. Корреспонденты «Р» разбирались в тонкостях возделывания и переработки капризной культуры. 

Все длинное волокно, которое идет на изготовление тканей, остается в пределах страны. 
Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА

Задачи на перспективу

Рабочую поездку Александра Лукашенко в конце ноября прошлого года на Оршанский льнокомбинат, а также совещание по вопросам развития льноводства и переработки льна те, кто напрямую связан с отраслью, вспоминают и сегодня. Тогда Президент еще раз напомнил о правильности решения поддержать развитие и модернизацию важного для страны производства и обратил внимание на жесткое соблюдение техрегламентов. Последний момент, увы, зачастую оказывается тем самым слабым звеном, которое тормозит развитие отрасли. Упущения здесь, к сожалению, из года в год демонстрируют практически все хозяйства, занимающиеся разведением льна.

Дело в том, что лен действительно культура очень сложная, даже капризная. Вырастить и убрать его — процесс непростой, требует буквально тепличных условий и строгого соблюдения норм, сроков и технологий. Несмотря на это, для Беларуси лен давно стал национальной культурой, а за последние 10 лет отрасль показала существенный рывок в развитии: ежегодная выработка льноволокна стабилизировалась на отметке 40 тысяч тонн. В этом году посевные площади под лен выросли почти до 52 тысяч гектаров. Как говорят сами аграрии, просто-напросто перестраховались от потерь из-за неблагоприятной погоды. При этом прогнозы у производителей более оптимистичные, пусть и говорят они об этом с осторожностью: в Минсельхозпроде не скрывают, что хотелось в этом году получить 55 тысяч тонн льноволокна. Есть ли для этого предпосылки? Вполне. Хотя не обошлось и без погодных капризов. 

— По сравнению с прошлым годом условия для роста и развития культуры гораздо лучше, — комментирует заместитель директора Института льна НАН Виктор Богдан. — Однако есть нюансы: засуха затронула северо-западные районы страны, где лен расположен на легких почвах, — Поставы, Лепель, Глубокое. Судить об урожайности пока рано. 

Впрочем, согласно оперативным данным Минсельхозпрода, урожайность льнотресты сейчас выше прошлогоднего значения: 31,2 ц/га против 21,6 ц/га. 

По состоянию на 12 августа в хозяйствах уже убрано 80 процентов льна к общей уборочной площади. Урожайность льнотресты в этом году выше прошлогодней — 31,6 ц/га.
Фото Андрея САЗОНОВА

Своя рубашка ближе 

Одна из тем, которая регулярно поднимается на самом высоком уровне, когда речь идет о возделывании льна, — соблюдение технологий. Ученые в этом смысле категоричны: отступать от регламентов и рекомендаций нельзя ни на йоту. Правда, и здесь не все гладко: человеческий фактор и отсутствие денег зачастую оказываются решающими. В ходе прошлогоднего совещания ученые поднимали вопрос перед Президентом: ту же новую научную разработку — препарат из 9 микроэлементов «Мультилен» — настоятельно рекомендуют вносить на каждом поле. Пока рекомендации следуют не все. Слово Виктору Богдану:

— Это наша новая разработка, и испытания доказывают ее эффективность: благодаря тому, что у растения повышается иммунитет, урожайность в сравнимых условиях увеличивается на 15—20 процентов. 

Еще одним принципиальным вопросом является извечная дилемма: какие семена льна лучше — белорусские или импортные. Сегодня наши льняные поля более чем на 80 процентов засеяны семенами белорусской селекции. Правда, директора некоторых льнозаводов отдают предпочтение заморским семенам, однако и здесь последнее слово за учеными: эксперименты ведутся уже 10 лет, и результаты не новы. Сотни испытываемых сортов высеваются в наших условиях, и из года в год наблюдается одна и та же картина: импортные сорта на белорусской земле не показывают тех результатов, которые, например, есть в Западной Европе. 

— Наши сорта ничуть не хуже, чем мировые, — убежден Виктор Богдан, — нужно понимать: мы создаем и адаптируем их именно под наши условия. Более того, наши оригинальные семена высшей репродукции в 3—4 раза дешевле, чем импортные первой или второй репродукции. А это существенная экономия для хозяйств.

Фото БЕЛТА

Осторожный оптимизм

Директор ОАО «Мстиславльлен» Владимир Пиванков, чье хозяйство в 2017-м получило самую высокую урожайность льнотресты среди заводов республики — 47,8 ц/га, — сейчас сетует на погоду, которая на руку льнозаводам не играет. 

— Об итоговом урожае говорить пока рано, однако плановые цифры точно возьмем. Но ведь хотелось бы и лучше. 

Руководитель знает, о чем говорит. В откровенном разговоре с корреспондентом «Р» в прошлом году признавался: несмотря на сложности возделывания культуры, рентабельность здесь достигала 30 процентов. Арифметика простая: чем больше льнотресты получаешь, тем ниже себестоимость, соответственно, выше рентабельность. В Мстиславле даже не могли вспомнить, когда на заводе были убытки: и выращивание льна, и производство льноволокна довольно прибыльны. 

Сегодня ситуация изменилась: деньги есть, но они могут скоро закончиться. Предприятие не смогло продлить лицензию на экспорт, процесс пока тормозится, а это значит, весь объем товара, который мог быть отправлен в Китай, Польшу, Россию, лежит на складах и не приносит никакой прибыли. Кроме того, по мнению руководителей льнозаводов, не лучшая ситуация сложилась и с минимальными отпускными ценами на льноволокно: игроки рынка считают, что наша продукция уступают в ценовой конкуренции. 

По-прежнему остается открытым вопрос и с загрузкой мощностей Оршанского льнокомбината. Несмотря на то что в целом качеством поступающего льноволокна здесь довольны, вопрос объемов до сих пор не решен. Получаемого в стране длинного волокна (удельный вес его выхода в Беларуси около 4 процентов, в то время как в Европе — более 22 процентов) не хватает, чтобы полностью загрузить мощности крупнейшего переработчика, недостающий объем приходится импортировать. Заглядываем в сухие сводки Белстата: в прошлом году мы ввезли из-за границы 909 тонн льна-сырца и льна обработанного (на 10,1 процента больше, чем в 2017-м), почти на 20 процентов увеличились закупки льна мятого, трепаного и непряденого (880 тонн). А это значит, в отрасли остаются еще нерешенные вопросы. И решать их нужно оперативно и слаженно на всех уровнях. 

ЦИТАТА

Владимир ДВОРНИК, заместитель Премьер-министра:


— Сегодня погодные условия как раз благоприятствуют и уборке льна, и, самое главное, созреванию. Мы всегда имеем проблему с затягиванием сроков уборки из-за того, что не хватает дождей. Сейчас для льна очень важно, что проходят дожди и период созревания сокращается.

konoga@sb.by

Тканые истины

«Пока все идет хорошо»: на что рассчитывают переработчики льноволокна в этом году

Лен часто называют северным золотом. Не только из-за его эстетических характеристик — на самом деле это для нас очень ценная культура, которая соединяет в себе лучшие традиции и современность. Спрос на льняную продукцию во всем мире растет. Люди все больше склоняются к натуральному и полезному продукту. И этим необходимо пользоваться, наладив глубокую переработку короткого льноволокна. 

Погода мешает планам

Несколько лет назад на главном перера­батывающем предприятии ОАО «Кореличи-Лен» завершили проект по реконструкции технологической линии длинного и короткого льноволокна. По сути, в строй был введен новый завод. Новейшее оборудование позволяет обеспечить непрерывность переработки льнотресты после уборки, полную очистку льносемян, экономный режим трепания, а также удаления костры. В итоге производительность должна была возрасти как минимум в два раза, а удельный вес длинного волокна — до 50 процентов. Как сегодня живет это предприятие?

В прошлом году в Кореличах из-за засухи недополучили около 2000 тонн льнотресты.
korelichilen.grodno.by

Грустно это констатировать, но пока оно переживает нелучшие времена. Причин несколько. Одна из главных — нехватка сырья. По словам директора предприятия Сергея Тура, виной всему не очень хорошие погодные условия:

— Прошлые три года был неурожай, поэтому мы не смогли получить нужного для полноценной работы объема сырья. Последние полгода завод находился в простое, и только с прошлой недели вновь начали работу. Пока виды на урожай нынешнего года неплохие, хотя уборка на полях еще только идет, а небесная канцелярия в последнее время капризна.

В прошлом году из-за засухи списали 771 гектар посевов льна, в результате чего недополучено порядка 2000 тонн льнотресты. В начале года остаток льнотресты составил 1789 тонн средним номером 0,5. Это количество, увы, не позволило обеспечить загрузку производственных мощностей в полном объеме. 

— Нам надо заготовить не меньше 11 900 тонн льнотресты, — делится планами ведущий экономист предприятия Галина Болзан. — В идеале ее должно быть 15—16 тысяч. За последние два года не получили и половину от нужного объема. Наше предприятие целиком зависит от капризов природы. С начала года реализовали 501 тонну льноволокна. В том числе длинного 59,04 тонны. В счет госзаказа 50,32 тонны ушло на Оршанский льнокомбинат (это 100,6 процента). 

Как подобрать момент?

До декабря текущего года на предприятии планируют получить 1350 тонн льноволокна, в том числе 420 тонн длинного, что позволит выполнить план по поставкам. Всего ОАО «Кореличи-Лен» засевает северным золотом 3150 гектаров. 

Белорусский лен известен далеко за пределами страны: экспортная география изделий Оршанского льнокомбината насчитывает 4 десятка государств.
Фото Александра КУШНЕРА

Специалисты льняной отрасли признают: даже в советские времена лен был малорентабелен, поэтому отрасль всегда нуждалась в господдержке. Правда, тогда больше продукции уходило на экспорт в европейские страны. Сегодня длинное льноволокно, из которого потом делают ткани, остается в пределах страны. Короткое считается побочным продуктом, его используют для изготовления грубых тканей. У нас такого производства нет, хотя в Китае оно налажено. Поэтому излишки продукции ОАО «Кореличи-Лен» направляет именно туда.

Заместитель председателя Кореличского райисполкома Анатолий Коршун не склонен видеть будущее льноводства в регионе в темных тонах:

— Погода в нынешнем году благоприятствует повышению урожайности льна. Мы наблюдаем значительное улучшение качества культуры. При сухой погоде выдержка не происходит. Нужна влага, чтобы льнотреста приобрела цвет седины. А вот для того, чтобы произвести рулонирование, должно быть сухо. Сейчас именно такая погода, когда дожди сменяют солнце. В районе под лен отведено 2150 гектаров земель. Пока все идет хорошо. Надеемся, что ситуация изменится к лучшему. 

Такого же мнения придерживается и директор КУСП «Черняховский-Агро» Святослав Олешкевич:

— На данный момент ничего не могу сказать об урожайности. Лен лежит на полях, но вылежка не очень хорошая. Не хватает росы или дождя. Цвет пока не очень соответствует. Мы использовали белорусские семена, поле выбрали идеальное. Лен получился чистый. В прошлом году также культуре не хватило влаги, а в позапрошлом, наоборот: убрали, вылежался, запустили три пресса — и тут на три недели зарядили дожди. Ну как подобрать такой момент, чтобы вырастить эту капризную культуру? Вот с кем договориться? 

kondratsieva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter