Все течет. Ничего не меняется

Как подготовиться к «цунами» в отдельно взятой квартире

Как подготовиться к «цунами» в отдельно взятой квартире


В письме гомельчанки Людмилы Петручик описывалась история, старая как мир. У соседей сверху случился потоп. Мощный. На четырех этажах в новых, только что отремонтированных за весьма приличные суммы квартирах поплыло все, чему полагается плыть в таких случаях. Обои, ламинаты, мебель, компьютеры... Виновником потопа признали «клапан запорный муфтовый 15БЗР». Говоря понятным языком, это такой вентиль, который у каждого имеется под мойкой на кухне или прячется где–то среди труб в туалете. Крепкий с виду узел из желтого сплава просто разорвало.


И это было только началом приключений для всего многоподъездного дома.


Иллюзий о том, что кто–то бросится возмещать ущерб, не возникло ни у одной из безвинно пострадавших семей. Кое у кого квартиры оказались застрахованы, да толку от этого оказалось мало. (Почему — чуть ниже.) С извечной формулировкой «где теперь крайнего найдешь» люди потянулись на строительный рынок...


Тем временем поползли слухи о том, что у кого–то еще в Гомеле тоже разорвало этот клапан. И что, мол, все это неспроста... Да мало ли что говорят бабушки у подъезда. Этим теориям не придавали особого значения, пока «цунами» не случилось в другом подъезде. По словам очевидцев и участников «спасательных операций», народ, поднятый на уши соседями и остававшимися дома детьми, срывался с работы и несся из разных концов города, по пути подворачивая брюки. Вода красивыми валами текла по лестнице. «О, тепленькая пошла...» — нервно шутил кто–то, когда потекло, как из душа, через плафоны «галогенок». Долго потом на детской площадке висели мокрые ковры...


Хозяйка квартиры на 5–м этаже Ирина Ермаченок постаралась морально и технически подготовиться к тому, что завтра «рванет» у нее или над ней:


— Всякие тазики–кастрюльки под рукой, муж и дети проинструктированы. Плохо только, если в этот момент все окажутся в школе и на работе. Тогда будет ужас.


Ирина уже дважды пережила «мобилизацию» — вместе с сыновьями и соседями бегала осушать квартиры подруг, живущих в других подъездах. Имеет ценный опыт. Знает, что спасать в первую очередь, а что — бесполезно. Вспоминает, что последний раз спасательные работы особенно понравились детям: сначала они вместе со всеми черпали воду, а когда надоело, принялись на животах кататься по ламинату, покрытому толстым слоем остывающей воды.


Сегодня очевидцы говорят о трех случаях за последний год (возможно, число не окончательное), когда пресловутые клапаны не выдерживали напора воды. После того как злополучный вентиль лопнул на 7–м этаже в очередном подъезде, даже знаменитая «толерантность» местных жителей дала трещину. Написали суровое письмо на коммунальное жилищное ремонтно–эксплуатационное предприятие «Центральное», собрали подписи. Мол, требуем срочно и повсеместно заменить злополучную деталь. А также наказать виновных в том, что до сих пор не предпринято ничего, чтобы предотвратить дальнейшие ЧП.


Однако коммунальники менять клапаны не спешили. Объяснили в письмах: сначала надо определить, кто виноват. Сообщили, что треснувший узел отправлен на экспертизу в Институт порошковой металлургии.


— Все вроде логично, — старается быть рассудительной жительница одной из пострадавших квартир Елена Телюк. — Но пока они месяцами ищут виновных, может «сорвать клапан» еще у кого–то. Второй потоп я не потяну. Поэтому и позвонила в домоуправление.


В домоуправлении, вопреки ожиданиям, охотно согласились поменять проблемное устройство: «Вы купите на базаре, а мы поставим». Гарантировать его надежность, правда, не берутся.


— Я даже их могу понять: кому охота отвечать за чужой брак, — рассудительности Елены просто позавидовать можно. — Но я–то откуда знаю, какую «железку» покупать? И разве у всех этих специалистов не должно быть каких–то своих сертифицированных деталей?..


Тем временем к концу августа (с первой аварии прошло около года) подоспел ответ «Центрального» с результатами экспертизы: «В материале вентиля (изготовитель — одно из гомельских предприятий) даже на значительной глубине имеется большое количество литейных раковин. Это свидетельствует о плохом качестве литья. Разрушение произошло в процессе монтажа из–за большого количества раковин». Особо отмечено, что эти результаты распространяются только на представленный образец. Опираясь на это мнение экспертов, коммунальники заключили: «Вины эксплуатирующей организации нет. Рекомендуем обратиться в судебные органы для урегулирования вопроса с управлением капитального строительства Гомельского горисполкома, которое является генеральным заказчиком строительства дома».


В УКСе сообщили: гарантийный срок эксплуатации кранов истек (дому 4–й год). В общем, тупик получился на загляденье: вопрос закрыт для всех, кроме жителей дома, которые остались при своих клапанах.


Кстати, о страховке. История упомянутой выше Людмилы Петручик многим в доме помогла по–новому взглянуть на этот бизнес. Она страховала квартиру ежегодно. После потопа радовалась, что ущерб будет возмещен. Зафиксировали повреждения, как полагается. И получили деньги, которых не хватило даже... на замену полов. Сегодня Людмила уже махнула рукой на эту историю: нет ни здоровья, ни денег, ни времени мотаться по судам. Но суть помнит:


— Когда я попросила объяснить, в чем дело, в страховой фирме сослались на ошибку агента. Работница, мол, не применила некий повышающий коэффициент на «евроотделку». Поэтому сумму и рассчитали по стоимости дешевых материалов — ДВП вместо ламината и т.д. Сказали, что, если я напишу жалобу, виновная будет наказана, но ущерб мне все равно никто не возместит. Тут вот что интересно: мы с мамой страховали свои квартиры уже по 2 раза, и, как теперь я вижу, каждый раз полисы составлялись с заниженным коэффициентом. Так ли случайны эти ошибки?


Чем не вопрос для контролирующих служб? Впрочем, из заключения экспертов вытекает куда больше вопросов. Как получилось, что был массово использован дефектный клапан, от которого так много зависит? Сколько их было установлено по всему городу и не только по городу? Сколько лопнуло? Анализировал ли кто–то ситуацию? Что, в конце концов, делать людям?..


Несмотря на все старания, мне ответов получить пока не удалось. Возможно, после публикации найдется кто–то, кто сумеет дать внятный комментарий.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter