Все тайны прошлого хранят… календари

С их  помощью  можно  путешествовать  во  времени,  совершать  серьезные  и  курьезные  открытия

С их  помощью  можно  путешествовать  во  времени,  совершать  серьезные  и  курьезные  открытия 

Пожалуй, нет более универсального сувенира к Новому году, чем календарь на следующие двенадцать месяцев. Его можно дарить всем без исключения и не сомневаться – обязательно пригодится. 

Какие только календари и календарики не выпускаются в наше время предприимчивыми издателями! И  традиционные карманные, отрывные, перекидные… И настенные, с симпатичными фотоснимками, которые весь год радуют глаз. И специальные календари для бизнесменов, бухгалтеров… Словом, на любой вкус. Причем практически все находят своего покупателя. 

При этом календари – один из немногих в мире товаров, который никогда не терял востребованности. Их придумали и ввели в обиход задолго до нашей эры, и заката популярности календарей пока не предвидится. 

Хотя, казалось бы, что  интересного может быть в старых календарях? Проходят очередные двенадцать месяцев, и календарь, еще вчера необходимый, становится ненужным, как прошлогодний снег. 

Таков взгляд обывателя. Но далеко не историка. Те, кто хоть однажды имел дело с действительно старинными календарями, знают: с их помощью можно заглянуть в сокровенные тайны прошлого, увидеть его с позиции современника, составить представление об уровне науки, культуры, хозяйства и — что совсем удивительно – проникнуть в тайны жизни самых обыкновенных людей разных времен, которым когда-то принадлежали такие, казалось бы, заурядные вещицы. 

Более полутора сотен календарей разных столетий хранится в коллекции Гродненского государственного историко-археологического музея. Самый старый из них — Краковский календарь на 1717 год. Всего же в собрании 19 старопечатных календарных изданий, вышедших в свет до 1800 года включительно. И еще множество не менее интересных гродненских, виленских, варшавских, считавших дни вплоть до середины ХХ века. 

Листая их, как бы путешествуешь во времени. Путешествие это полно серьезных и курьезных, иногда самых неожиданных открытий и находок… 

*  * 

Начнем с того, что в старину календари в большинстве своем выглядели несколько иначе, чем современные, по форме ничем не отличались от книг того времени. Разве что обложки не могли похвастаться той изысканностью и богатством, с какими оформлялись старопечатные издания. 

По содержанию старопечатные календари также разнятся с современными. В большинстве своем это не просто таблицы чисел, разбитые по месяцам, а еще и кладезь мудрости, накопленной человечеством ко времени их издания. Каждый уважающий себя составитель снабжал календарь информацией о знаках зодиака, фазах Луны, христианских, а зачастую и иудейских праздниках. Множество страниц посвящалось рассказам о жизни правителей, как здравствующих, так и исторических. 

Именно такого рода информацию можно найти в самом старом календаре музейной коллекции, изданном в Кракове на 1717 год, — тонкой, не слишком хорошо сохранившейся книжице, рассчитанной, очевидно, не на самого притязательного читателя. 

Куда более претенциозны по содержанию два чуть более поздних карманных календаря – на 1778-й и 1785 годы, изданные в Гродненской королевской типографии. В этих внушительных по толщине книжицах миниатюрного формата, кроме перечисленных выше «научных» сведений, содержится обширнейшая информация о королевской династии и руководящих структурах государства. Практически это своего рода путеводители для деловых людей, которым необходимо было обращаться в государственные органы. 

*  * 

По мере того как шло время, изменялись и календари. Минуло совсем немного лет, а «Календарь на год 1819-й от Рождества Христова», кажется, представляет уже совсем другую эпоху. Впрочем, эпоха действительно была другой. В то время Королевство Польское уже входило в состав Российской империи. Поэтому календарь, изданный в Варшаве, напечатан на двух языках, русском и польском, причем по-русски называется старинным словом – месяцеслов. 

Кстати, в самой  России в ту пору общедоступный календарь был диковинкой. Как утверждают исторические источники, до 1885 года право выпускать календари имело в огромной стране лишь одно учреждение – Академия наук. Для остальных же это было делом наказуемым. Лишь в конце XIX века, когда наступило время бурного развития капитализма и потребность в календарях стала всеобщей, права на их выпуск получили земства. 

Так вот, Варшавский календарь-месяцеслов имеет множество любопытных разделов.  И самый смелый из них – «Прогностик». Его авторы ничтоже сумняшеся предсказывают погоду на весь следующий год. К примеру: «Последняя декада февраля, день 17-й, 5 часов утра. Ужасно холодно, хмуро, морозно и ветрено», «Последняя квадра августа, день 12-й, 11 часов 12 минут ночи. Перед полуночью очень душно, ветер приносит дождь с градом, начинается гроза». Естественно, такие «прогнозы» сбывались крайне редко, и покупатели календарей со временем стали возмущаться ошибками «синоптиков». Поэтому примерно в середине XIX века прогностики исчезли со страниц календарей. 

Зато не исчезла и, кстати, успешно дожила до наших дней другая традиция — публикация «моральных максим», то есть поучительных истин в духе французских просветителей. «Кто не умеет хранить тайну, недостоин иметь друга», «Как запах расходится по всему дому, так и честность по всей околице славится». Такими изречениями завершается каждая страница календаря. 

А кроме того, читателю предлагают ознакомиться с датами именин и дней рождений членов царской семьи, с перечнем и сроками отечественных и зарубежных ярмарок, таблицей восхода и захода солнца. Прогнозируются виды на урожай, предполагаемые бури, наводнения, солнечные затмения. 

Но и это еще не все. Календарь имеет приложение, по размерам  даже превышающее основную часть издания, с просветительской и развлекательной информацией. Обстоятельная статья «Отчего болеет быдло?» соседствует в нем с поучительными историческими анекдотами. 

*  * 

Со временем календари все более «обрастали» новой информацией. К примеру, в Виленском хозяйственном календаре на 1828 год появилась новинка – график отправления почты из Вильно и Гродно. Чуть позже, после строительства железных дорог, в календарях стали указываться цены билетов и расписание движения поездов. 

Появилось и много другой «всякой всячины»: полезные советы хозяйкам, загадки, светская хроника и даже отрывки из французских повестей. 

Для людей ученых стали издаваться календари более интеллигентные. Например, в популярно-научном издании на 1853 год из книгосбора знаменитого магната Вандалина Пусловского можно найти статьи «О барометрах», «О пользе деревьев», «О значении гигиены», щедро иллюстрированные гравюрами. Здесь же аннотации книжных новинок, реклама продукции предприятий, адресный справочник. 

*  * 

И еще одну особенность имеют старинные календари. Как раз благодаря ей мы можем сегодня узнать не только об общеизвестных событиях прошлого, но и о том, чем жили изо дня в день обычные люди: заурядные мещане, работники, хозяева поместий, о фактах их частной, никому, кроме узкого круга друзей и знакомых, не известной жизни. 

Речь о чистых листах, специально вшивавшихся в календари для пометок. Иногда эти страницы исписаны убористыми почерками все до единой – хозяйственными заметками, размышлениями, описанием семейных событий… 

 «В ночь на 24-е родилась Анна», — записал счастливый отец в XVIII столетии. Другой владелец календаря из месяца в месяц делал скрупулезные хозяйственные заметки: сколько родилось ягнят, выращено овец, какое количество следует продать и оставить для воспроизводства. А третий оставил нам замечательное описание предрождественских хлопот наших предков. С чувством и вкусом рассказывает он о поездке в Варшаву за праздничными покупками. О том, как выезжать пришлось ранним утром, когда на дворе снежило. Как повезло купить хорошего изюма и первосортной муки. Как, сделав покупки, не мешкая отправился обратно и все равно вернулся поздней ночью, потому что дорогу замело… 

*  * 

От многого, что накопили составители старинных календарей, издатели не отказались и сегодня. И вся эта «всячина» по-прежнему находит читателей. Да и пометки на полях мы продолжаем делать – как же в наш энергичный век обойтись без напоминаний? Так что вполне возможно, лет этак через сто в музей попадет календарь, мирно лежащий сегодня на вашем рабочем столе. И  далекие правнуки с интересом прочтут о наших ежедневных заботах и планах… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter