Все средства хороши, кроме скучных

Каждый выезд наших театров за рубеж сегодня — маленькая творческая победа над суетой...

Каждый выезд наших театров за рубеж сегодня — маленькая творческая победа над суетой, бытовыми проблемами и творческими неурядицами. 10 мая на сцене известного лондонского Bloomsbury Theatre выступит Национальный академический театр имени Янки Купалы, а до этого в апреле прошли гастроли заслуженного коллектива Театр-студия киноактера Национальной киностудии «Беларусьфильм» в Праге. Показ стал возможным благодаря поддержке Министерства культуры, посольства Беларуси в Чешской Республике и Национальной авиакомпании «Белавиа».


Отправляясь в Чехию, театр определенно рисковал, решив показать на сцене пражского театра «Эпсилон» спектакль по пьесе чешского же автора, да еще какого — признанного классика Карела Чапека. Его «Средство Макропулоса» ставилось на сцене неоднократно. Воплощалось и в кино: недавно ушедший из жизни режиссер Евгений Гинзбург экранизировал пьесу в своей неподражаемой манере со звездами первой величины советского экрана — Гурченко, Ромашиным, Борисовым, Шакуровым. Наверное, потому фильм «Рецепт ее молодости» на долгое время стал телевизионным хитом. Но так уж заведено в этой жизни — готовишься к одному эффекту, а получается совсем другой:


— Я с удивлением обнаружила, что Чапек не так популярен в Чехии, как мне казалось, — подытоживает свои гастрольные впечатления постановщик спектакля Татьяна Троянович. — Мне даже показалось, что в его отношении до сих пор есть некоторая предвзятость из–за того, что писатель никогда не скрывал своих политических взглядов. После показа нашего спектакля ко мне подходили чехи, которые искренне восхищались спектаклем и признавались, что данной пьесы Карела Чапека не знали. Для них она стала настоящим открытием. Может быть, в этом и есть некая современная миссия театра: знакомить зрителя с тем или иным автором? А вообще, было довольно любопытно наблюдать, как спектакль, идущий в Минске при неизменных аншлагах, вызывает практически идентичную эмоциональную реакцию и в Праге.


— Сказывается общий славянский культурный код?


— Думаю, нет. Пьеса Чапека задевает струны души, потому что написана универсальным общечеловеческим языком. В его философской системе координат мироздание и космос едины.


— Татьяна, в каком направлении сегодня работает театр «Эпсилон», на площадке которого был организован показ? Это вообще популярное место в культурной жизни Праги?


— Мы посмотрели только один их спектакль. Как мне показалось, «Эпсилон» идет в сторону честного развлекательного жанра. Чехи ценят хороший юмор и добрую шутку. В их спектаклях много музыки, современной пластики. Еще одна особенность пражского коллектива — актеры труппы часто снимаются в кино, так же как и наши. То есть профессией они овладевают виртуозно.


— Вы смотрели предыдущие версии этой пьесы? Не довлели они над вашей режиссерской фантазией?


— Я видела, наверное, все, что есть, постановки «Средства Макропулоса». Но нам хотелось сделать свой, ни на что не похожий спектакль. Я много думала над тем, как удержать внимание современного зрителя. В итоге первое действие решено как детектив, а все философские вопросы задаются во второй части спектакля.


Татьяна Троянович, пять лет назад поставившая в этом же театре «На всякого мудреца довольно простоты», признается, что никакого успеха не получилось бы, если бы не актеры. Кажется, что эта россыпь ярких индивидуальностей способна вытянуть любую пьесу, что уж говорить о классике! Главную героиню — певицу Эмилию Марти — исполняют непревзойденные примы театра: Вера Полякова и Валерия Арланова. Достойными партнерами для них выступают Владимир Иванов, Владимир Грицевский, Виктор Рыбчинский, Олеся Пуховая.


— Честно признаюсь, было лестно услышать от коллег, что подобной роли в моей палитре еще не было, — не скрывает заслуженный артист Беларуси, исполнитель роли графа Гаук–Шендорфа Владимир Мищанчук. — Хотя по определенным обстоятельствам я ввелся на роль позже, когда актерский ансамбль был уже сколочен. Тем не менее получилось.


— Владимир Андреевич, почему история, рассказанная Карелом Чапеком, близка зрителю и сегодня?


— Проблема судьбы и ответственности перед ней человека будет стоять всегда. Как в жизненном отрезке, который выделил тебе Бог, использовать на всю мощь свои энергию и возможности, которые даны от природы? Как не забыть при всех сомнениях, перипетиях, нынешнем сумасшедшем ритме, что жизнь чрезвычайно коротка? Я думаю, эти вопросы терзают каждого думающего человека. Вполне возможно, что какой–то ответ они находят и в нашей постановке.


В Театре-студии киноактера надеются на продолжение сотрудничества Беларуси и Чехии: вполне возможно, что в следующем театральном сезоне пражский зритель увидит еще один бесспорный зрительский хит репертуара — комедию Рэя Куни «№ 13» в постановке неутомимой Татьяны Троянович.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter