В гостях у "СОЮЗа" - известный пианист Юрий Блинов

Все сонаты Прокофьева

ЭТОТ год юбилейный: не только Россия, но и весь музыкальный мир отмечают 125-летие композитора Сергея Прокофьева. Не остались в стороне и белорусы, прокофьевская музыка весь год звучит в разных концертах, на разных площадках. Но есть проекты, заслуживающие особого внимания. Всемирно известный пианист Юрий Блинов подготовил два концерта в Белгосфилармонии, на которых слушатели могут познакомиться со всеми сонатами Прокофьева. C маэстро беседует корреспондент "СОЮЗа".

- Что вас подвигло на столь масштабную работу?

- Во-первых, юбилей композитора. И потом, в следующем году будет 25 лет с того счастливого времени, когда я выиграл первый Международный конкурс имени Прокофьева в Санкт-Петербурге. Так что в один момент я понял: пришло время мою давнюю привязанность к Сергею Сергеевичу и его музыке оформить каким-то серьезным образом. Тем более что в последние годы я играл его мало, отдавая предпочтение иным авторам. Где-то в начале лета у меня эта идея сформировалась, и я начал над ней работать.

- Как удалось подготовить проект в такой короткий срок?


- Мне это стоило слегка разбитых пальцев (смеется). Музыка Прокофьева очень специфическая. Даже в наиболее простых текстах композитора присутствует такая, я бы сказал, прокофьевская логика. Все-таки человек увлекался математикой, играл в шахматы на очень высоком любительском уровне, но в его творчестве всегда присутствует известный момент парадокса. Логика в парадоксах. В итоге даже само разучивание текста становится похоже на некое приключение. Учитывая, что в первом концерте из пяти сонат три были абсолютно для меня новые, процесс шел довольно напряженный.

- Часто ли исполняются сонаты Прокофьева - вот так, чтобы все вместе, от и до?

- В мире немного пианистов, которые все их записали. Большинство, естественно, русской школы. Но есть очень любопытные записи иностранных пианистов - совершенно другие, не такие, как мы привыкли. Я исходил из того, что Прокофьева сейчас нельзя играть так, как его исполняли в ХХ веке: как писали в прессе, "пианист со стальными бицепсами", этакая динозаврическая музыка... Сегодня все это не годится, потому что никого не удивишь ни темпами, ни мощью, ни остротой гармонического языка.

- И каким, по-вашему, должен быть взгляд на эту музыку в XXI веке?


- Сейчас, как мне кажется, пришло время, когда в творчестве Прокофьева начинает высвечиваться именно то художественное начало, которое всегда за "стальным" пианизмом пряталось.

- Возвращаясь к делам давно минувших дней: какую роль в вашей жизни сыграл конкурс Прокофьева в Петербурге?


- Это было, мягко говоря, особенное время, 1992 год. Но надо сказать, что организовали на первый раз все просто здорово, пригласили очень интересное, представительное жюри. Для меня это был первый большой, трехтурный конкурс с двумя концертами в финале, очень серьезный. Но я готовился к нему в 17 лет с таким ощущением, что еду выигрывать, никак не меньше! И, видимо, помогла моя нахальная, прямо в прокофьевском духе, уверенность в своих силах. Этот конкурс дал мне путевку в профессиональную жизнь: по его следам у меня потом были концерты в России, большое турне в Японии, затем мне доверили открыть сезон в Белгосфилармонии с Третьим концертом Прокофьева. И дальше вот как-то так и пошло...

- А сейчас вы в России собираетесь выступать?


- Надеюсь, что весной, возможно, удастся сыграть все сонаты Прокофьева в Санкт-Петербурге.

Досье "СОЮЗа"

Юрий Блинов родился в 1975 г. в городе Дрогичине Брестской области. Окончил Белорусскую государственную академию музыки и магистратуру по классу фортепиано у профессора Л.С. Шеломенцевой. В 17 лет одержал блестящую победу на I Международном конкурсе им. Прокофьева в Санкт-Петербурге. Гастролировал во многих странах СНГ и Европы, а также Китае, Японии и США. С 2000 года продолжил свою карьеру в США, стал лауреатом многих конкурсов, включая первые премии на Гран-при Шопена (2005) в Техасе, конкурсе Бартока-Прокофьева в Вирджинии (2002) и Всеамериканском конкурсе пианистов (2001). В 2002 году был приглашен в олимпийский Солт-Лейк-Сити, где играл сольный концерт в резиденции губернатора штата Юта для почетных гостей Игр. В сентябре 2006 состоялся его сольный дебют в "Карнеги-Холл".

Юрий Блинов с успехом преподает, а также занимается композицией. Президент Международной ассоциации пианистов и композиторов (ISPC), художественный руководитель музыкального фестиваля Николая Набокова (2011 и 2013 г.), основатель и арт-директор международного конкурса юных музыкантов "Палескi агеньчык" (г. Дрогичин).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter