Народная артистка Беларуси Людмила Корхова — о судьбе, ролях и любви

Все роли о любви

Королева Бургундская, княгиня Радзивилл, леди Гамильтон… Десятки удивительных, сложных и завораживающих женских судеб прожила на сцене народная артистка Республики Беларусь Людмила Корхова. В 2016 году она отметила знаковую дату — 50 лет на сцене. 

А в 2021-м принимала поздравления уже с собственным юбилеем. 75 лет — шутка ли? Людмила Константиновна и сама не верит. Годы промчались как один миг. Все такая же молодая, она по-прежнему полна творческой энергии. Артистка уверена, что каждая, даже самая неоднозначная женская роль так или иначе о любви. Ну а путь звезды к большой сцене и сам достоин стать сюжетом отдельной пьесы. 

Из рода «дудариков»

В детстве у тогда еще простой девочки Люси из белорусской глубинки дома не было даже телевизора. О походах в театр и мечтать не приходилось. Первые театрализованные вечера организовывали в кругу семьи. Отчий дом надолго стал главной сценой для будущей примы Гомельского областного драматического театра. Людмила Корхова вспоминает:

— У папы не было музыкального образования, но он великолепно играл на гармошке. У мамы же от природы прекрасный голос. Она рассказывала, что я начала танцевать уже года в полтора. Позже, в младших классах, могла увидеть, как кто-то отплясывает на свадьбе, а потом дома отрабатывать очередное коленце. Весь наш род идет от «дудариков», то есть музыкантов. Позднее узнала, что еще кто-то из моих прапрадедов, вероятно, играл в оркестре фельдмаршала Захария Чернышева, который в XVIII веке владел моим родным Чечерском.

Пешком к своей мечте

В 17 лет Людмила решила поступать в Белорусский театрально-художественный институт. Мама решение дочери поддержала, сшила ей красивое платье, проводила на вокзал и уверенно напутствовала: «Ты поступишь». Эти слова стали пророческими. Людмила Константиновна рассказывает, как с одним чемоданчиком отправилась покорять столицу: 

— Приехала в Минск, спрашиваю у прохожих: «Как пройти к театральному институту?» «А ты дальше иди», — махали мне рукой. В результате с чемоданом от вокзала до института дошла пешком. Представляете, не думала даже, что по городу ходят автобусы. 
В коридоре института наивная, разговаривающая на «трасянке» девушка случайно встретилась с деканом актерского факультета. Он узнал, что Людмиле негде ночевать, и предложил на время экзаменов одну из аудиторий для ночлега. Кроватью стали стулья, одеялом — шторы. Поступать не передумала. Мамино слово — закон! 
Людмила Корхова вспоминает свой выход к преподавателям:

— Когда увидела столичных девчонок, поступавших вместе со мной, у меня был шок от того, как они красиво одеты. Платье, которое сшила мама, не шло ни в какое сравнение с теми модными, что были на них. Но я не стушевалась. Нужно было показать этюд о том, как я стою на берегу, а в реке тонут люди. Вспомнила реальный случай из прошлого… и начала кричать от настоящего ужаса. Преподаватели впечатлились, стали меня успокаивать: «Деточка, деточка, не расстраивайся, все хорошо, ты поступила». 

Актер как адвокат

Сколько сыграно на сцене с тех пор — не сосчитать: коварные королевы и влюбленные леди, избалованные миллионерши и целеустремленные матроны… Одних только главных героинь больше полусотни. 

— Я никогда ролей  специально не искала, они сами меня находили, — говорит Людмила Корхова. — Любовь на самом деле сыграть не так уж просто. Но именно это чувство мне нравится будить в себе больше всего. Очень дорог мне спектакль «Леди Гамильтон» — он про по-настоящему большую любовь. Хотя все пьесы так или иначе о любви: мужчины к женщине, матери к ребенку, к людям. А взять Медею? Самая трудная для меня героиня. Ее просто так, «от кухни» не сыграешь. Пропускать через себя эту историю было тяжело физически. 
А ведь актер еще и адвокат своих ролей. Даже если это отрицательный персонаж, я должна понять его мотивы, прочувствовать все то, что чувствовал он. 
Поэтому накануне сложного спектакля — только домашняя, тихая, привычная обстановка, никаких гостей и других дел. К слову, «Медея» полюбилась зрителям. Лет через десять после того, как этот спектакль перестали у нас ставить, я пришла в обычный магазин, встала в очередь за мандаринами. И вот в этой очереди ко мне подходит женщина и с надеждой спрашивает, идет ли у нас «Медея»: она хотела бы попасть на спектакль. 

Театр исцеляет

Людмила Корхова убеждена, что театр человеку необходим, особенно в наше непростое время: 

— Людей сейчас хочется обогреть, приютить. А что я могу сделать для этого? Могу пригласить на наш спектакль, чтобы они пришли и отвлеклись. Возникает некая общность зрителей в зале и актеров на сцене. И вместе нам всем становится легче. Хотя бы на два часа. Мы можем погрузиться в другую жизнь. 
Театр имеет способность исподволь работать над мироощущением человека. Это становится возможным благодаря таланту и сильной личности актера. Только выразительная личность всегда будет громко и убедительно звучать со сцены. 
Есть ведь артисты, которые заявляют, что готовы после одной главной роли сразу же играть другую. Но роль  как ребенок. Забеременел ею — выноси. А у них получаются выкидыши какие-то… Открою секрет: даже опыт не так важен для актера, как талант. Он либо есть, либо его нет.

boyarchuk@sb.by

Фото Таты КАВЕРИНОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter