Все прозрачно в «одном окне»

О том, как принцип одного окна проводят в жизнь органы юстиции Гродненщины, рассказывает заместитель начальника управления юстиции Гродненского облисполкома Елена Юргель 

Как   выполняется   Директива   Президента      2   в   органах   юстиции   Гродненской   области

За последние два года в организации работы  органов юстиции, как  и других государственных органов и организаций, произошли значительные изменения. Связаны они с  внедрением в  работу  заявительного принципа одного окна. Принципа, который, с одной стороны,  призван  способствовать эффективной работе государственных органов, с другой — исключить бюрократизм и волокиту в их деятельности. О том, как принцип одного окна проводят в жизнь органы юстиции Гродненщины, рассказывает заместитель начальника управления юстиции Гродненского облисполкома Елена Юргель. 

— В настоящее время работа по принципу одного окна внед-рена во всех организациях сферы юстиции области? 

— В работу  различных по своим функциям организаций, которые курирует управление юстиции (а это  суды, нотариальные конторы, отделы загс и другие), принцип одного окна внедрялся в различные сроки. Если в нотариальных конторах он работает с июня 2005 года,  в органах загс — с января 2006-го (и сегодня можно говорить уже о его совершенствовании), то в отделе регистрации  субъектов хозяйствования действующая разрешительная процедура начиная с 2007 года постепенно заменяется заявительной. Поэтому можно сказать, что процесс продолжается, и он будет продолжаться в дальнейшем. Жизнь не стоит на месте, и все сделанное со временем требует совершенствования. 

— И все же уже сегодня, анализируя статистические данные  работы нотариальных контор, с уверенностью можно сказать, что  граждане все чаще пользуются  принципом одного окна при совершении нотариальных действий. 

— Особенно успешно он реализуется при оформлении наследства — это 96 % из всех оформленных дел.  После того как мы стали использовать электронный способ передачи и получения запросов во взаимодействии с территориальными органами  регистрации прав на недвижимое имущество, а также уменьшился до 5 дней срок выдачи справок налоговыми органами, увеличилось и количество граждан, желающих воспользоваться заявительным принципом при оформлении таких договоров. В 2007 году таких сделок было удостоверено около 3 тысяч. 

— Значит, проблемы при взаимодействии государственных органов и организаций в системе одного окна решены? 

  Как и в любой другой работе, здесь существуют свои проблемы.  Есть вопросы и в соблюдении сроков исполнения запросов, которые нотариусы делают в различные органы и организации. Так,  в 2007 году управлением юстиции составлено 7 протоколов о нарушении сроков предоставления ответов  в отношении регистраторов недвижимости. 

В дальнейшем хотелось бы использовать электронный обмен документами не только со службой регистрации недвижимого имущества,  но и с другими заинтересованными органами и организациями. И вопросы эти решаются, несмотря на то, что для бюджета обеспечение государственных служб компьютерной техникой и соответствующим программным обеспечением стоит немалых  денег. Но в государственных органах работа с гражданами является приоритетным направлением, и за последние годы здесь сделано очень много. Сегодня  в каждом поселковом, сельском исполкоме Гродненской области имеются компьютеры с программами по ведению похозяйственного, воинского учета, регистрации актов гражданского состояния.   

— Принцип одного окна используется в работе с гражданами. А как приходится решать подобные вопросы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям? 

— В настоящее время налажено взаимодействие регистрирующих  субъектов с республиканскими органами государственного управления и иными органами по государственной регистрации субъектов хозяйствования с использованием автоматизированной системы «Взаимодействие». Эта процедура освобождает субъекты хозяйствования при их государственной регистрации от необходимости самостоятельной постановки на различные учеты. Постановочные документы выдаются по истечении десяти дней со дня государственной регистрации одновременно с учредительными документами. 

Кроме того, при ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности ИП закрепляется принцип одного окна во взаимоотношениях регистрирующего органа с другими государственными органами. Так, регистрирующий орган должен уведомить о начале процедуры ликвидации (прекращения деятельности) все уполномоченные органы, в которых ликвидируемый субъект хозяйствования был поставлен на учет, а также таможенные органы. В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления эти организации, а не субъект хозяйствования, направляют регистрирующему органу необходимые для завершения процедуры ликвидации сведения. За субъектом хозяйствования сохраняется обязанность представления в регистрирующий орган только находящихся у него документов. На основании представленных документов регистрирующий орган исключает субъект хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

Эти новации — очередной шаг в совершенствовании и упрощении процедуры государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, позволяющий сделать взаимоотношения между регистрирующим органом и этими субъектами более открытыми. 

Есть и другие упрощения. Отменена, к примеру, необходимость указания в учредительных документах видов деятельности, предполагаемых к осуществлению, за исключением лицензируемых. В остальных случаях необходимо указывать предполагаемые виды деятельности в заявлении о государственной регистрации либо уведомить регистрирующий и налоговый органы о таких видах до начала их осуществления. Значительно сократился перечень документов, подаваемых для государственной регистрации. Исключается необходимость представления гарантийного письма о предоставлении помещения в качестве места нахождения. 

Поиск способов и средств, которые позволяют упростить процедуру рассмотрения вопросов для граждан, продолжается как на нормотворческом, так и на исполнительском уровне. Потому что приблизить власть к простому человеку, сделать ее работу более прозрачной и понятной для народа – это на сегодняшний день одна из основных задач для работников государственного аппарата. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter