Все проверяется временем

СНГ стало самым первым межгосударственным образованием, которое появилось на постсоветском пространстве после развала СССР.
СНГ стало самым первым межгосударственным образованием, которое появилось на постсоветском пространстве после развала СССР. В 1991 году главы 11 суверенных государств подписали протокол к соглашению о том, что Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Двумя годами позже к ним присоединилась и Грузия. А сегодня уже поговаривают о том, что именно Грузия намерена выйти из этого союза. То же некоторые аналитики приписывают и Украине. Кто–то и вовсе считает, что Содружество как форма интеграции не состоялось и вовсе было задумано политиками для цивилизованного развода бывших союзных республик. За время существования СНГ на просторах бывшего СССР действительно появилось немало новых интеграционных образований. Однако главы большинства стран Содружества пока не спешат хоронить СНГ и говорят о необходимости реформирования его структуры. О прошлом и будущем этого союза мы беседуем с директором организационного департамента Исполнительного комитета СНГ Владимиром Буяновым.

— Владимир Николаевич, как вы относитесь к заявлениям о том, что СНГ как межгосударственное образование изжило себя. Дескать, сегодня оно начало превращаться в некий политический клуб, от которого нет никакой практической пользы?

— Содружество Независимых Государств существует уже почти 15 лет. И надо сказать, что за эти годы в его структуре произошли существенные изменения. Сложилась целостная система межгосударственных и межправительственных органов. СНГ сегодня — это не только политический, но и экономический союз. Это четко выстроенная система взаимодействия и координации профессиональных сообществ государств–участников. Что под этим подразумевается? В свое время в структуре СНГ был создан Статистический комитет, который впоследствии был преобразован в Межгосударственный статистический комитет. Одним из первых был образован и Комитет по делам воинов–интернационалистов при совете глав правительств. Далее — Совет по авиации и использованию воздушного пространства и Межгосударственный авиационный комитет. Эти структуры были созданы много лет назад, но актуальность, эффективность и результативность их деятельности подтверждены годами. Аналогичная работа ведется и сейчас. В проект повестки дня очередного заседания Совета глав государств, например, включены вопросы о создании Совета министров юстиции и Межгосударственного совета руководителей высших органов финансового контроля государств — участников СНГ. А всего в СНГ на данный момент создано 64 органа Содружества плюс еще 10 организаций, не имеющих статуса. Причем созданная нами система такого отраслевого сотрудничества достаточно гибка. Страны–члены участвуют в деятельности этих органов исходя из своих национальных интересов и приоритетов. Скажем, в большинстве советов представлены все государства — участники СНГ. А в работе некоторых его органов принимают участие даже страны Балтии, Восточной и Западной Европы, Турция, Пакистан. К примеру, в Региональном содружестве в области связи участвуют также Германия, Дания, Литва, Латвия, Эстония, в Межправительственном совете по нефти и газу — Венгрия, Словакия, Румыния, Чехия. При этом деятельность органов СНГ через конкретные отраслевые структуры напрямую связана с национальными экономиками государств Содружества. Это не только стимулирует их развитие, но и позволяет решать сложные социально–экономические и политические проблемы.

— Пятнадцать лет работы — срок немалый. Если бы вас попросили перечислить, каких именно успехов удалось достичь СНГ за годы своего существования, что бы вы назвали в первую очередь?

— Боюсь, этот перечень займет у нас много времени. Список, поверьте, весьма внушителен. Поэтому ограничусь лишь некоторыми примерами. Благодаря деятельности тех же отраслевых советов удалось добиться принятия решения о параллельной работе энергетических сетей большинства стран Содружества, подписаны соглашения о проведении согласованной политики в области транзита природного газа, нефти и нефтепродуктов, о создании общего научно–технологического пространства и общего аграрного рынка, Концепция формирования общего рынка труда. Согласованное регулирование тарифов, наличие единого диспетчерского пункта позволили сохранить технологическое единство функционирования железных дорог в СНГ. В области авиации выдаются признаваемые всеми странами сертификаты на авиационную технику, ее производство, а также сертификаты международным аэропортам и используемому там оборудованию, обеспечиваются безопасность полетов и расследования причин авиационных происшествий. Немало сделано в таможенной сфере. Разработаны основы таможенных законодательств.

Теперь что касается социальной сферы. Удалось, например, добиться того, что все пенсионеры — граждане государств СНГ при переселении в пределах территории стран Содружества получают пенсионное обеспечение по новому месту жительства. Начиная с 1997 года выпущено свыше 4 миллионов талонов единого образца на льготный проезд инвалидов, участников Великой Отечественной войны. Работает Межгосударственная комплексная программа реабилитации ветеранов войн. Граждане стран СНГ имеют возможность получать образование в различных учебных заведениях Содружества. Достаточно сказать, что только в вузах России сейчас учится свыше 30 тысяч студентов из бывших союзных республик.

Под эгидой СНГ постоянно проводятся мероприятия по противодействию преступности: терроризму, незаконному обороту наркотиков и незаконной миграции. Вот это, пожалуй, то, что я бы мог ответить на ваш вопрос, если говорить коротко.

— Владимир Николаевич, если прогнозы о выходе Украины и Грузии из состава СНГ сбудутся, это может повлиять на будущее Содружества. Не последуют ли их примеру и другие страны–участницы?

— Насколько мне известно, сегодня никто не ставит вопрос именно так. Напротив, сейчас прорабатываются варианты совершенствования и реформирования органов Содружества. Изучаются все предложения, которые поступили по этому вопросу, в том числе и те, которые были выдвинуты Казахстаном в прошлом году в Астане, на Совете глав государств.

Что касается Украины и Грузии, то эти государства по–прежнему активно участвуют в работе органов Содружества. В том числе и тех, которые проходят здесь, у нас, в штаб–квартире СНГ в Минске. Буквально на днях завершилось заседание экспертной группы по созданию гуманитарного пространства. Так вот, в нем принимала участие и украинская сторона. Одним словом, ставить вопрос о выходе Украины и Грузии из СНГ по меньшей мере некорректно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter