Все проблемы можно решать быстро и конструктивно. В этом убежден заместитель директора департамента регулирования агропродовольственного рынка Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Сергей Сухов

Формирование единой политики должно строиться на основе детального и системного анализа состояния агропромышленных комплексов наших стран и взаимной торговли. В последние годы сохраняется положительная динамика производства продукции сельского хозяйства как в России, так и в Беларуси. За период с 1999 по 2008 год в Российской Федерации производство выросло почти на 55 процентов. В прошлом году  его индекс в России составил 110,8, в Беларуси – 108,6 процента.
Сельское хозяйство было и остается одной из важнейших отраслей экономики наших стран. Доля агропромышленного комплекса во внутреннем валовом продукте России в 2007 году составляла 4,6, в 2008-м – 4,7 процента. В Беларуси этот показатель существенно выше, соответственно 11,6 и 8,4 процента.
Безусловно, одними из ключевых факторов, обеспечивающих позитивную динамику развития сельского хозяйства, являются меры и формы государственной поддержки, направляемой в агропромышленный комплекс. В обеих странах она носит системный и плановый характер. В ее основу положена серьезная законодательная и нормативная правовая база. И в России, и в Беларуси осуществляется реализация государственных программ в рамках национальных проектов развития сельского хозяйства.
Результатом осуществления правительствами обеих стран мероприятий по поддержке и развитию сельского хозяйства в рамках вышеназванных госпрограмм стало увеличение в прошлом году производства сельхозпродукции. В России выращивание скота и птицы на убой увеличилось на 6,7 процента и составило 9,3 миллиона тонн, производство молока – на 1,1 процента, или 32,4 миллиона тонн. В Беларуси с 2004 года производство скота и птицы на убой в живом весе выросло на 32 процента и составило 1,2 миллиона тонн, молока – на 21 процент, достигнув показателя 6,2 миллиона тонн.
В обеих странах в прошлом году собраны рекордные урожаи зерновых.  В результате реализации государственных программ рост производства зерновых в России и Беларуси в 2008 году по отношению к 2007 году составил соответственно 33 и 28 процентов. Положительная динамика наблюдается и по другим показателям.
Повторюсь, рост производства сельскохозяйственной продукции в наших странах во многом связан с государственной поддержкой из бюджетов всех уровней. Однако анализ использования бюджетных ассигнований показывает, что структура государственной поддержки в России и Беларуси различается.
В Российской Федерации почти половина от всего объема бюджетного финансирования – это субсидии на возмещение затрат на уплату процентных ставок по кредитам. (Для сравнения: в Беларуси на эти цели используется 12 процентов бюджетного финансирования.) Остальные средства в России идут на поддержку мясного и молочного животноводства (26%), поддержку программ и мероприятий по развитию растениеводства (13%), федеральные целевые программы по плодородию почв и социальному развитию села. Кроме того, сельхозтоваропроизводители получают косвенную поддержку за счет льготного налогообложения.
В Беларуси государственная поддержка помимо компенсации процентов по кредитам включает в себя следующие направления:
— государственные капитальные вложения на строительство, реконструкцию и модернизацию производственных сельскохозяйственных объектов, а также на приобретение сельскохозяйственной техники – 47%,
– субсидии на растениеводство – 31%, на реализацию целевых программ – 8%, на животноводство – 2%.
Создание общего продовольственного рынка требует дальнейшей унификации как направлений и форм государственной поддержки, так и мер по государственному регулированию продовольственного рынка. Нам приходится искать и находить компромиссные решения.  Опыт нашего взаимодействия показывает, что имеющиеся проблемы можно решать быстро, конструктивно и без ущерба для сельхозпроизводителей.
Что касается взаимных поставок продовольствия, то следует отметить, что объем внешней торговли  сельскохозяйственной продукцией и продовольствием Российской Федерации и Республики Беларусь в последние годы растет. По итогам 2008 года объем поставок сельскохозяйственной продукции из России в Беларусь зафиксирован на уровне 979 миллионов долларов, из Беларуси в Россию – 1 миллиард 838 миллионов долларов (рост с 2004 года почти в 2 раза).
За последние годы в нашем торговом обороте Беларусь стала устойчивым нетто-экспортером сельскохозяйственной продукции, а Россия – нетто-импортером. Товарная структура поставок, естественно, различается. В поставках из Беларуси в Россию  преобладает животноводческая продукция, прежде всего молочные продукты. Они формируют около 47 процентов от всего российского импорта. Почти половина всего молока, производимого в Беларуси, экспортируется в Россию. Из Беларуси поступает также 3 процента от общего объема импорта мяса, 61 процент от импорта сахара.
Удельный вес нашей западной страны-соседки в общем объеме импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Российскую Федерацию в последние годы стабилен и составляет более 5 процентов. Она занимает 5-е место по объему импорта сельхозпродукции в Россию.
В общем объеме российского экспорта поставки в Беларусь занимают 10,4 процента. Основными позициями в экспорте являются зерно и продукты его переработки, включая муку, макароны, хлебобулочные изделия. Значительными статьями экспорта в Беларусь также являются рыбопродукты, пиво, соки, безалкогольные напитки и шоколад.
Необходимо отметить, что к наиболее чувствительным товарам по импорту в Россию мы относим прежде молочные продукты, мясо и сахар. Объемы ввоза этой продукции из Беларуси в последние годы устойчиво увеличиваются.
Одним из успешных механизмов оптимизации взаимной торговли являются прогнозные балансы спроса и предложения, разработка которых ведется уже 12 лет. Ежегодные прогнозные балансы не являются инструментом количественного ограничения взаимной торговли. Они отражают экономически обоснованные объемы производства, потребления и взаимной торговли и предполагают взаимный учет интересов сторон. Поэтому соблюдение согласованных объемов поставок основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия свидетельствует о готовности наших стран к построению единого аграрного рынка.
По мясу, молоку и сахару было принято решение о разработке прогнозных балансов на 5-летний период (с 2008 по 2012 год). Это позволит нам повысить качество разработки среднесрочных прогнозов, обеспечит предсказуемость ситуации на наших рынках.
В настоящее время Минсельхозом России, Минсельхозпродом и Минэкономики Беларуси разработаны прогнозные балансы на 2010 год по трем важнейшим видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия: мясо и мясопродукты; молоко и молокопродукты; сахар-песок. Они выполнены на основе согласованных ранее пятилетних балансов спроса и предложения по указанным видам продукции до 2012 года. Следует отметить, что общие объемы поставок этой продукции сохранились на уровне, согласованном на текущий год.
При составлении балансов использовались данные государственной и таможенной статистики, учитывались целевые показатели государственных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы (Российская Федерация) и возрождения  и развития села на 2005–2010 годы (Республика Беларусь).
Согласование объемов взаимных поставок в рамках разработки прогнозных балансов отражает интересы обеих сторон. Так, в 2009 году в России повышены пошлины на ввоз молочной продукции из стран дальнего зарубежья. При этом на 2010 год были сохранены (а по отдельным позициям – увеличены) согласованные объемы поставок белорусской молочной продукции в Россию. Это подтверждает, что согласование балансов спроса и предложения по основным видам продукции является значимым этапом в процессе построения общего продовольственного рынка Союзного государства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter