Все познается в сравнении

Анатолий Бадуев: В Лондоне для легкоатлетов реальны 5 медалей

Высокие результаты по волшебству не достигаются

Легкоатлеты внесли наибольший вклад в лучшее в олимпийской истории выступление команды Беларуси в Пекине-2008. Правда, две их награды из семи более двух лет «висели в воздухе», пока молотобойцы Вадим Девятовский и Иван Тихон отстаивали свою честь и достоинство в высоких международных инстанциях. Не за горами очередные летние Игры в Лондоне. С каким потенциалом наша «королева спорта» подходит к ним, какие задачи ставит перед собой? Эти и другие вопросы корреспондент «Р» адресовал заместителю председателя Белорусской федерации легкой атлетики — главному тренеру национальной команды Анатолию БАДУЕВУ (на снимке).

— Анатолий Иванович, вы положительно оценили выступление подопечных, удостоившихся на чемпионате мира в помещениях двух медалей, хотя на предыдущих пяти аналогичных турнирах в копилке их всегда было по три?

— Все познается в сравнении. В Стамбуле приняло участие рекордное число стран — 172. В условиях острейшей конкуренции Беларусь в очковом зачете обосновалась на высоком 6-м месте, а в медальном — на 16-м. По первому из этих показателей мы оставили позади такие признанные спортивные державы, как Германия, Китай, Франция, Украина и Польша. Представлена же наша сборная была не в оптимальном составе, всего 18 атлетами. Из них менее половины спортсменов имели опыт выступления в состязаниях подобного уровня. По сути, это был молодежный состав, так как основная часть наших звезд осталась дома и готовится к Лондону по индивидуальным планам. И резервисты хорошо показали себя в Стамбуле. Девять финалов, в том числе два пьедестала почета, — достойный результат, свидетельствующий о том, что отечественная легкая атлетика развивается в верном направлении. Это же подтвердил и последовавший Кубок Европы по метаниям в Черногории, где было завоевано четыре медали в личных дисциплинах и одна — в командном зачете (1-2-2). Из ничего ничего не бывает. Достижения на международной арене не происходят по волшебству, а куются кропотливым трудом и долгими годами.

— Кого персонально и что бы вы особо отметили по итогам Стамбула?

— Это прежде всего медалисты турнира толкательница ядра Надежда Остапчук и барьеристка Алина Талай. Надя в очередной раз продемонстрировала свой высочайший класс, проиграв считаные сантиметры своей извечной сопернице новозеландке Валери Адамс. По своим антропометрическим данным белоруска ощутимо уступает олимпийской чемпионке Пекина, однако постоянно борется с ней за верхние ступеньки пьедестала.

Очень здорово проявила себя в Стамбуле 22-летняя Талай, впервые в своей карьере покорившая подиум главного зимнего старта среди взрослых. При должной отдаче Алина может претендовать и на большее. По крайней мере, выход в финал Лондона-2012 для нее вполне посильная задача. Неплохо выступила в Турции и наша женская эстафета 4х400 метров. И если б не досадное падение на первом этапе, произошедшее, к слову, по вине украинской бегуньи, также могли рассчитывать на награду. Из разочарований турнира назову только именитого Кравченко, ставшего шестым среди многоборцев. Правда, накануне старта он перенес простуду и, по всей видимости, не успел восстановиться.

— В уходящем олимпийском цикле белорусские атлеты были не столь удачливы, как прежде, и на летних чемпионатах мира?

— Надо учитывать и смену поколений, которая началась в сборной после Пекина-2008. В ней также долгое время была неблагоприятная психологическая обстановка, обусловленная допинговым ЧП с Тихоном и Девятовским на Играх. Самое неприятное, что наибольший пресс мы получили в этот период от отечественной прессы. Несправедливые, необъективные и нелицеприятные обвинения не могли не сказаться на микроклимате в коллективе. Нельзя сегодня боготворить спортсмена, а завтра записывать в отщепенцы, пока не доказана его вина. Презумпцию невиновности и в спорте никто не отменял. Отмечу также, что со стороны Международной федерации легкой атлетики в период «разборок» с нашими молотобойцами мы не ощутили ни злорадства, ни подвохов, были только сочувствие и понимание. В общем, в завершающемся четырехлетии вынуждены были вести сражения на нескольких фронтах, в том числе и судебных. А главное, не нужно забывать, что его итог всегда венчает Олимпиада. А теперь конкретно по чемпионатам мира 2009-го и 2011 годов. После Игр в Поднебесной дали передышку большинству лидеров, что, кстати, всегда практиковалось. Медаль в Берлине планировали только одну (Остапчук). Но накануне старта Надя перенесла операцию на ноге. А два года спустя в корейском Тэгу свои обязательства выполнили, завоевав две награды.

— На какое количество лицензий рассчитывает национальная сборная и по каким критериям ведется отбор в Лондон-2012?

— Последний и основной смотр наших сил состоится на чемпионатах Беларуси (Гродно, 5—7 июля) и Европы (Стокгольм, 27 июня — 3 июля). Участие в этих турнирах примут все сильнейшие атлеты страны, своими результатами они должны подтвердить готовность к Олимпиаде. Причем их квалификационная планка выше международных нормативов. На сегодня в нашем активе только по стандарту «А» уже 24 лицензии. Изначально полагались на 28—32 участника, но Минспорта страны нацелило нас на 40—45 вакансий. Большее представительство — это и престиж страны, и уровень развития отдельных видов, и, разумеется, опыт участия в столь ответственных соревнованиях. Лондон не Пекин, условия адаптации и выступления, равно как и затраты, куда более приемлемые для европейцев. К тому же каждый спортсмен мечтает выступить на Играх, и мы не вправе его лишать такой возможности, если он ее заслужил. К слову, во Франции, Германии и Украине уже были прецеденты, когда атлеты отстаивали свое право на участие в Олимпиаде в судебном порядке.

— Какие проблемы больше всего досаждают в подготовке к Лондону?

— Без них, к сожалению, не обходится. Наибольшие сложности, конечно, вызывает отсутствие нормальной базы, где было бы все необходимое в одном месте — проживание, питание и тренировочный процесс. Увы, но наша «королева спорта», преуспевшая больше других олимпийских видов, до сих пор не располагает таким комплексом. В «Стайках» легкоатлетическое ядро постепенно приходит в негодность, беговые дорожки провалились. У столичного манежа на Калиновского нет своего общежития, а сектора для метаний попросту развалились, из-за чего было сорвано проведение зимнего Кубка страны. В областных городах также отсутствуют полноценные условия для подготовки…

— На эти и другие проблемы жаловалась и лучшая легкоатлетка Беларуси-2011 Надежда Остапчук, не исключившая в будущем смены гражданства в случае их неразрешения?!

— Ее претензии оправданны, но отчасти. Кстати, ни Надя, ни ее наставник Александр Ефимов, также лучший тренер страны минувшего года, ко мне лично с этими вопросами не обращались. А по поводу смены гражданства она, по-моему, погорячилась. Остапчук получает президентскую стипендию, постоянно выступает на коммерческих стартах и вполне может закрыть часть собственных потребностей. К тому же и обеспечение у нее, как у одного из претендентов на награды Игр-2012, более качественное, нежели у остальных кандидатов на участие в них.

— Где пройдет заключительный этап подготовки наиболее медалеемких видов и наших знаковых сегодня фигур — супругов Михневич, Девятовского, Тихона, Меньковой, Кравченко и других?

— Большинство из них отправятся на южные сборы в Россию и Украину: Ялту, Евпаторию, Кисловодск и Адлер. Часть атлетов будет тренироваться в Бресте. К примеру, Тихон и Девятовский в конце апреля уже начнут соревноваться. Причем конкуренция у них сейчас, как никогда, жесткая. На Кубке Беларуси сразу трое молотобойцев — Шаюнов, Кривицкий и Святохо — подошли к 80-метровой отметке. Чуть меньшее соперничество в женском молоте. Вернувшейся в сектор после рождения ребенка олимпийской чемпионке Пекина Меньковой конкуренцию составляют три человека. А представлять страну в одной дисциплине, напомню, могут максимум три спортсмена. Вместе с Кравченко готовится еще один молодой и многообещающий многоборец Михан. Оба будут тренироваться «на югах» и дома. Андрей и Наталья Михневич проводят сборы в родных стенах. В начале июля они выступят на чемпионате Беларуси.

— С нашими легкоатлетами-олимпийцами и кандидатами за минувшие годы приключалось немало допинговых «прегрешений». Как теперь проходит процесс их контроля?

— В большом спорте никто ни от чего не застрахован. А с другой стороны, если сопоставлять количество допинговых проколов белорусских атлетов и атлетов других стран-лидеров (США, России, Англии, Франции и других), то окажется, что мы здесь отнюдь не на самых худших позициях. И это при том, что офицеры Всемирного антидопингового агентства всегда уделяли нам, скажем так, повышенное внимание. Уделяет его теперь и Национальное антидопинговое агентство. Только в марте специалистами НАДА было взято около 60 проб. Другое дело, что в этом вопросе мы уступаем оппонентам не только по уровню оснащенности, но и образованности. Отсюда порой глупые «залеты» на грязных препаратах и биодобавках, поставляемых недобросовестными фирмами. Ну а на Играх, как известно, будет проведено рекордное количество допинг-тестов — около пяти тысяч.

— Какие конкретно задачи ставятся перед национальной сборной в олимпийском Лондоне?

— Минспорта страны нацеливает нас на пять-семь наград. Для сравнения, США планируют 20, Россия — 12, Англия — 8, Германия, Франция — по 4—5. Среднестатистические показатели всех минувших Игр свидетельствуют, что легкоатлеты Беларуси меньше четырех медалей не завоевывали. Думаю, в Англии реальным для нас будет число пять.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter