Почему в семье Чмуневичей свою родную деревню Прудок называют «багнай»

Все помнит Иванов сад

СЕМЬЯ ЧМУНЕВИЧЕЙ из деревни Прудок Калинковичского района пример уникальный, для Гомельщины уж точно: в агросекторе занято уже четвертое поколение сельчан. А совокупный трудовой стаж, если считать работу в ОАО «Прудокское» (и в колхозах-предшественниках), перевалил за 200 лет.

Представители аграрной династии – дочери Вера и Надежда с отцом
Иваном ЧМУНЕВИЧЕМ

ЗНАКОМЛЮСЬ с представительницами рода на мехдворе. Здесь в диспетчерской Вера Гаркуша, в девичестве Чмуневич. Она заведует складом ГСМ и запчастей уже не один год, на короткой ноге с работниками технической службы хозяйства. «Ивановна, запчасти на трактор пришли. Отпустите, а?» — то и дело в диспетчерскую заглядывали механизаторы, которые готовят своих «железных коней» к весенне-полевым работам. Забот на складе, говорит Вера Ивановна, в сравнении с отделом кадров, где инспектором была 15 лет, больше. И ответственности, и суматохи. Предупредила, что будет отвлекаться от беседы, поэтому на подмогу позвала свою старшую сестру — Надежду Левковец. Не прошло и десяти минут, как в диспетчерскую, припарковав велосипед, вошла высокая и статная сельчанка. Надежда Ивановна последние 14 лет — оператор по выращиванию молодняка КРС на ферме: 

— У нас с сестрой два года разницы. Когда пришло время выбирать будущую специальность, не сомневались, куда идти. Отец — механизатор, мама — доярка. К труду на земле приучены с пеленок. Поступили в Речицкий зооветеринарный техникум. И родители поддержали. Поэтому, получив специальность ветфельдшера, вернулись в родное хозяйство.

Надежда Ивановна в профессии 39 лет. 15 из них отработала бригадиром на свиноферме в Крышичах на 2,5 тысячи голов. В подчинении было семь свинарок, слесарь и два сторожа. Но в 90-е ферма развалилась. Вместе с мужем Петром Прохоровичем, зоотехником по образованию, Надежда Ивановна взяла сарай с телками. В хозяйстве (из-за того, что крепко стоял на ногах) он даже так и прозывался по фамилии супругов «Левковцов сарай».

— Аграрной профессии в нашей семье верны, — говорит Надежда Ивановна. – Правда, муж мой, 41 год отдавший животноводству, серьезно заболел. Но дети пошли по нашим стопам. Дочь Инна пять лет назад окончила Белорусскую сельхозакадемию и вернулась на отработку в хозяйство, хотя были варианты устроиться в городе. По образованию маркетолог. Помню, советовали ей выбираться из сельской местности. Как сын наш Владимир: в Калинковичах с семьей живет. Но дочь как отрезала: «Мама, не заставляй меня променять деревню на город. Задохнусь там от шума и суеты».

ИННА Клименко — молодая мама, сейчас в декретном отпуске: дочери Ксении всего 5 месяцев от роду. В беседу вступает ее тетя, Вера Ивановна:

— О том, что всю жизнь отдала деревне, не жалею. Понимаете, село — это «багна» в хорошем понимании. Тут, может, и не разбогатеешь сильно, труд тяжелый, но на родной земле ты свой, нужный. Деревня — одна большая семья.

Свою историю отсчитывает династия Чмуневичей от бабушки — Ульяны Григорьевны Суворовой. Троих детей после войны поднимала она в одиночку, работала в этом же хозяйстве полеводом. Дочь Ульяны (мама Надежды и Веры) Нина Максимовна тоже осталась в родном селе и отработала дояркой 39 лет.

— Который год без своей хозяйки старость коротаю, — привечает у своего дома самый возрастной представитель аграрной династии Иван Михайлович Чмуневич. — Прекрасной женой и матерью была. Трех дочерей воспитали, младшая, правда, в город убежала. А я сюда на обследование этих болот в 50-х приехал. С Ниной познакомился, так и остался. Механизаторского стажа за плечами — 43 года.

К технике у 76-летнего Ивана Михайловича любовь с молодости. Во дворе — трактор МТЗ-50, чистый и ухоженный, всегда на боевом посту. Вдруг понадобится зерна, картошки или дров привезти или соседям помочь. Из домашней живности — три вьетнамские свинки. А еще хвастает он своим разросшимся фруктовым садом. Говорит, посадил первые яблоньки, когда начала в деревне жизнь налаживаться:

— Многое помнит этот сад: тяжело работали, строили дом, учили дочек, замуж отдавали… Однажды дети поинтересовались, каким временем дорожу больше всего. Так сразу не ответил. Ведь можно жить воспоминаниями, сколько молодежи было в деревне в 70—80-х. Но надо видеть день настоящий. И что наблюдаю? Молодежь потихоньку возвращается в деревню. У нас в Прудке несколько улиц появилось, где президентские домики построили (больше 30). Жилье готово — живи и работай. Что еще нужно.

uskova@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter