Оперативно проверить остатки древесины на складе, проконтролировать перевозку: как изменилась система учета леса с вводом ЕГАИС

Все подсчитано до иголочки

К тому, чтобы учет леса стал прозрачным, специалисты шли не один год. Еще лет пять назад Госинспекция охраны животного и растительного мира при Президенте констатировала: нарушений, с которыми зачастую древесина покидает леса страны, немало. Причем если в 2017 году это было шесть тысяч кубометров древесины (две трети вывозилось с нарушениями в плане документов и треть — в плане порядка вывоза), то в 2018-м общая цифра составляла уже 14 тысяч кубометров. Было очевидно: несовершенство учета нужно устранять. 

С 20 августа 2021 года в стране согласно Указу Президента «О совершенствовании деятельности по учету древесины» заработала единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (EГАИС). Корреспондент «Р» изучала ее работу изнутри. 

До 90 процентов древесины спецлесхоз вывозит своим транспортом. А он обеспечен системой навигации.

Сами заготовили — сами доставили

Александр МИРОНОВИЧ  
Место нашей условленной встречи — транспортный участок Боровлянского спецлесхоза. Раннее утро. Погода по-осеннему плаксивая. Но сотрудников лесной службы такими мелочами, как дождь или снег, не напугать — по долгу службы они почти всегда под открытым небом. Здесь нас встречает директор учреждения Александр Миронович. Сегодня, вводит он в курс дела, отсюда отправляются два МАЗа: один заезжает за грузом в Острошицко-Городокское лесничество, второй — в Ратомское. Потом обе машины встретятся в Борисове, куда повезут пиломатериалы — заказчик один. Вместе с водителем Валерием Королевым движемся по первому маршруту. 

Пока едем, Александр Миронович рассказывает об особенностях применения ЕГАИС на практике: 

— Мастер благодаря системе видит весь путь продвижения продукции — от заготовки, отгрузки и в большинстве случаев до момента доставки на склад потребителя. До 90 процентов древесины мы вывозим своим транспортом. А он обеспечен системой навигации, которая увязана с программой. Кстати, к внедрению ЕГАИС мы были готовы — системы слежения на большинстве машин у нас были и раньше. Что-то, конечно, пришлось обновить. Кроме того, закупили термопринтеры: они нужны для распечатки сопроводительных документов на груз. Приобрели и новые мобильные устройства, которые отвечают техническим требованиям системы. 

Мастер благодаря системе видит весь путь продвижения продукции — от заготовки, отгрузки и в большинстве случаев до момента доставки на склад потребителя.

В подтверждение своих слов Александр Миронович открывает на служебном телефоне приложение BelGosLes. Нажимает графу «движение ТС», и в режиме реального времени мы видим путь нашей машины. Курсор медленно, но верно продвигается вперед по заданному маршруту — в Острошицко-Городокское лесничество, где нас уже ждут. 

Мастер леса Евгений Лагутко еще накануне ввел в систему данные по отгружаемой продукции. Только так, прописав приход, поясняет он, можно выписать расход. Сегодня машина повезет ель. После погрузки проводится еще одна обязательная процедура — биркование товара. Теперь любой независимый проверяющий, поднеся смартфон, может считать с бирки всю информацию: от объема и категории товара до конечного пункта следования. Кроме того, водитель получает еще один сопроводительный документ. Евгений Лагутко нажимает клавишу «печать» на смартфоне, и термопринтер выдает бумагу, которая больше напоминает привычный нам товарный чек. Здесь также информация о товаре и месте назначения. 

Нажимаем клавишу «печать» на смартфоне, и термопринтер выдает бумагу, которая больше напоминает привычный нам товарный чек. Это еще один важный сопроводительный документ.

Интерфейс прост и удобен

Все обязательные процедуры соблюдены. Мы садимся в машину и продолжаем движение. Позади остается ландшафтный парк «Прилепский». Курсор в приложении, а вместе с ним и наш автомобиль движутся дальше, по трассе М-2. 

Кстати, интерфейс приложения, это видим и мы, достаточно прост: можно проверить остатки древесины на складе, проконтролировать транспорт, синхронизировать данные и даже произвести настройки. Но вот внести изменения в уже имеющуюся информацию практически нереально. Кроме того, уточняет Александр Миронович, доступ в приложении ЕГАИС у каждого специалиста свой. Касается это и директора: 

— Например, если мастер может вносить данные учета, то даже у меня как у руководителя на его складе это не получится. Посмотреть информацию — пожалуйста. У инженера по лесопользованию тоже свой доступ — только на внесение лесорубочного билета. Корректировать показатель объема на складе он не может. В программе даже ошибку просто так не поправить — нужно иметь не только веские причины, но и обратиться в службу техподдержки организации «Белгослес». 

Каждому специалисту, говорит инженер промышленного производства Боровлянского спецлесхоза Алексей Раднов, отвечающий за работу ЕГАИС в организации, чтобы войти в программу, нужно ввести свои логин и пароль. В шапке появится фамилия специалиста. Действия в программе осуществляются только в рамках тех возможностей, которые заданы инженером АСУ ТП. Сам Алексей Раднов, например, может отслеживать заготовку, наличие остатков древесины, движение продукции: 

— Например, вводя сегодняшнюю дату в графе «заготовка», мы видим, сколько по нашим четырем лесничествам заготовлено продукции. Информация, как только она обрабатывается сервером, попадает в общую базу. 

Учет, контроль и экономия 

На переоборудование лесхоз затратил собственные оборотные средства. Впрочем, затраты, отмечает Александр Миронович, были умеренными. И если сказать просто, они того стоили: 

— Мы начали работать в тестовом режиме с лета прошлого года. Если сравнивать с тем, как работали раньше, можно с уверенностью сказать: ввод системы снизит желание недобросовестных лиц заниматься хищениями. Хотя бы потому, что подделать данные ЕГАИС невозможно. Как и дважды выехать по одному сопроводительному документу. Любая контролирующая организация тут же выявит, например, временные нестыковки. Ведь система фиксирует время отбытия и доставки груза. 

Перед погрузкой мастер леса Острошицко-Городокского лесничества Евгений Лагутко производит биркование груза для внесения в ЕГАИС.

Программа, говорит руководитель, снижает и трудозатраты. Причем не только мастеров леса на местах, но и руководителей подразделений, бухгалтеров, поскольку интегрируется с бухгалтерской программой 1С: 

— Если прежде нужно было предоставить подтверждение товаротранспортных накладных для внесения в систему 1С, то сейчас это происходит автоматически. Сразу после отпуска продукции мастером информация попадает в программу бухгалтерского учета. 

Сейчас программа все еще в процессе доработки. Шлифуются существующие и добавляются новые функции. В частности, в перспективе бухгалтер получит еще больше возможностей. Если предприятия-потребители также внедрят ЕГАИС у себя, они не только смогут отслеживать перемещение своего груза, но и подтверждать его получение прямо в системе. И это увидит бухгалтер. Скорее всего, в будущем, по мнению Александра Мироновича, в программу войдет отпуск древесины на корню: 

— Это тоже будет большой плюс. Пока еще здесь есть значительные трудозатраты, поскольку необходимо не только обмерить, отпустить лесопродукцию, но и проверить, как ее доставят к месту назначения. 

Немаловажный вопрос — то, как приняли новую программу рядовые специалисты. Были ли сложности в ее освоении? Все заверяют: больших проблем не было, ведь все специалисты, вплоть до директора организации, окончили обучающие курсы. 

— Если человек современный, — убежден Алексей Раднов, — и умеет пользоваться смартфоном, это несложно. Программа построена почти как путеводитель. Пиктограмма показывает, что ты хочешь найти: склад, путь или автомобиль. Если хочешь отследить маршрут авто, предлагает отсканировать бирку или ввести номер машины. 

Согласен с коллегой главный инженер Боровлянского спецлесхоза Сергей Войтюлян:

— Да, все новое поначалу вызывает отторжение. Так было когда-то с внедрением бухгалтерской программы 1С. Но ничего — научились. И здесь все получится. Да, это лес, и иногда здесь отсутствует интернет. Но убежден: и этот вопрос постепенно доработаем.

Есть у системы мелкие огрехи, признаются пользователи. Например, делится Александр Миронович, иногда возникают проблемы связи с главным сервером: 

— В основном мастера на местах вносят данные по лесоматериалам в вечернее время. Возможно, как и у наших коллег. Все это, вероятно, создает перегрузку сервера. Приходится тратить время. Работаем над решением этой проблемы. Сейчас организация работает в четкой связке со службой технической поддержки «Белгослеса», и, как правило, все замечания оперативно рассматриваются. Главное, что новая система на деле доказывает свою эффективность. 

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Андрей Мацкевич, начальник управления производства и реализации продукции Министерства лесного хозяйства:

— Подходы к ЕГАИС как к системе учета республиканского уровня были разными. Работа над ней начиналась в 2017 году с построения концепции, макета, который обкатывался на трех пилотных лесхозах. Мы на практике посмотрели, где и какие доработки необходимы. В дальнейшем программное обеспечение для нас разработала компания — резидент Парка высоких технологий. Почему мы обратились к созданию системы? Неоднократно в адрес ведомства и лесного комплекса звучала критика в части учета древесины в заготовленном виде, что не весь учет прозрачен. И это дает возможность реализации по «серым» схемам, кражам. 

Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней — продукт оригинальный. Изучали опыт соседей — стран Балтии, России, и в результате наша система получилась лучше по совокупности возможностей, заложенных в структуру построения самой системы. Ее достоинство в том, что ЕГАИС делает все процессы прозрачными. Мы видим всю цепочку перемещения древесины: от заготовки до потребителя. Кроме того, руководитель или специалист структурного подразделения в электронном виде владеют полной информацией по объемам продукции. Это удобно в плане принятия управленческих решений. Например, куда отправить машину за той или иной древесиной, где и на каком участке какой объем остатков и т.д. 

Мы уже видим определенный эффект от внедрения программы. Конечно, об экономическом говорить еще рано — она работает только месяц. При внедрении ЕГАИС упрощены подходы к выписке товаросопроводительных документов. То есть если до сих пор мастер выписывал его в лесу «на коленке», то с внедрением ЕГАИС у него появились мобильное рабочее место, термопринтер, с помощью которых грузосопроводительный документ при вводе данных выдается автоматически. 

Сложностей с внедрением системы нет. Мы обучили всех специалистов лесхозов, которые заняты на участках движения древесины. Но надо признать, что все новое на начальном этапе вызывает отторжение. Где-то есть люди среднего и старшего возраста, которые не готовы к работе с гаджетами. Но убежден: те, кто хочет работать в сфере, перестроятся. 

Конечно, внедрение ЕГАИС потребовало определенных материальных затрат. На программное обеспечение, закупку гаджетов для специалистов хозяйств. Но эти затраты не были столь масштабными, ведь для подключения к системе достаточно мобильного телефона и установленной на нем программы. 

Работа над программой продолжится, мы будем ее усовершенствовать, наполнять новыми функциями. С этой целью созданы оператор «Белгослес», который полностью сопровождает внедрение программы. Созданы отдел электронного учета заготовленной древесины, кол-центр, служба техподдержки. 

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter