15 минут – учимся, десять – отдыхаем
– Дома хранился диск с выступлением аккордеониста Петра Дранга, я часто его слушал и в какой-то момент поймал себя на мысли, что тоже хотел бы так виртуозно владеть инструментом.
После девяти классов Юрий поступил в Гродненский государственный музыкальный колледж, где понял, что музыка – его призвание. Со временем захотел преподавать:
– Вернулся домой и год проработал в местном клубе. Нравилось общаться с детьми, каждый ребенок – кладезь талантов, которые нужно развивать. Поступил на факультет искусств и дизайна университета имени Янки Купалы в класс профессора Мирона Булы.
В этом году молодой преподаватель по классу баяна и аккордеона распределился в гродненскую среднюю школу № 3 имени В. М. Усова. Юрий будет учить азам музыки учеников начальной школы:
– Главное – увлечь ребенка. Каждый урок нужно тщательно готовить. Думаю, первые 15 минут занятия посвятим усердному штудированию нот, знакомству с инструментом. Потом устроим небольшой отдых и будем что-то обсуждать, организуем мастер-класс. А в оставшееся время займемся практикой.
Энергия превращается в проекты
– Мне повезло с распределением. Начинать карьеру в должности инженера по наладке теплотехнического оборудования в такой крупной компании – большая честь. Родители и старшая сестра трудятся в сфере энергетики, поэтому со спецификой будущей работы знакома с детства. Всегда было интересно узнать, как человек управляет атомной или тепловой станцией, турбоустановкой. Теперь все увижу своими глазами.
За время учебы у инженера-энергетика из Бобруйска накопилось немало приятных воспоминаний. Одним из самых ярких стала поездка в студенческий лагерь в Китай. В Поднебесной Елена проехала больше 2000 километров по побережью восточной части страны. Кроме активного участия в студенческом самоуправлении увлекалась научной деятельностью:
– В совместном проекте Академии управления при Президенте и Мингорисполкома «Минская смена» мы придумывали идеи, которые будут полезны городу. Я предложила внедрить тепловые насосы в системы метрополитена. Это позволит преобразовывать тепло, которое вырабатывается при движении поездов, эскалаторов в энергию для подогрева воды и отопления зданий.
Бывает только в фильмах
– За четыре года студенчества у меня появились верные друзья не только среди однокурсников, но и в преподавательском составе. Нам доверяли проводить дни самоуправления, в последний раз на мои плечи легли обязанности проректора по научной работе.
На факультет педагогики и психологии детства Мария поступала, чтобы научиться чувствовать детей, определять причину их беспокойства с полуслова. На практике все оказалось сложнее:
– В жизни не бывает, как в фильмах. Нельзя с одного взгляда понять, что тревожит человека. Разобраться в проблеме можно только во время общения. Практиковаться в психологии мне помогают ежедневные контакты с людьми.
За третьим дипломом
Некоторые научные разработки Павла внедрены в производство еще во время его учебы в университете:
– На четвертом и пятом курсах занимался изучением вариантов конструкций крытых вагонов и полувагонов. Предлагал способы, которые помогли бы снизить массу изделий и уменьшить их себестоимость, тем самым увеличить конкурентоспособность. Результатами моих исследований заинтересовались на одном из крупнейших белорусских предприятий.
Фото из личного архива героев