Масленая неделя в агрогородке Бездеж Дрогичинского района проходит с размахом

Все плохое позади

Календарная весна зиме не указ: не сдается она — и все тут! То морозом ночью пригрозит, то снежком днем припорошит. Наши предки считали: если зиму хорошо проводить, придет долгожданное тепло. В нынешнем году ее проводы стартовали 8 марта, а завершатся завтра — 14 марта. Широко гуляет Масленица! Корреспонденты «СГ» заглянули в Бездеж — уютный агрогородок в Дрогичинском районе, известный своими фартушками и пасхальным обрядом «Стрылка». Но на сей раз, чтобы отведать блинов и погреться у костра на крестьянском подворье знаменитого музея народного творчества «Бездежскі фартушок». 

Директор Мария ОСТАПОВИЧ.

Встречает нас директор музея Мария Остапович. Радуется, что COVID-19 сдает позиции и уже разрешено проводить массовые мероприятия: 

— В 2019 году в музее побывала 21 тысяча человек, а в прошлом — 15 тысяч. Но это не беда. Понятно, что пандемия внесла коррективы: иностранных туристов не было, зато больше приехало белорусов, которые тестировали сельский сервис и открывали новые туристические объекты. 

Музею 22 года, и 13 лет им руководит Мария Остапович. Получив в 2009-м спецпремию Президента деятелям культуры и искусства за возрождение народных традиций, обрядов и диалектов, за создание уникальной коллекции бездежских фартушков, Мария Михайловна с коллективом сумели расширить музей за счет этнодвора «Каля Плэса». Теперь в Бездеже можно не только полюбоваться уникальными фартушками (их здесь 372 — и все разные!), научиться ткать, но и вкусно поесть.

Сотрудница музея Екатерина КУДРИЦКАЯ угощает блинами.

Прежде чем открыть подворье и составить меню местной кухни, сотрудники музея провели немалую работу, вспоминает Мария Михайловна. Изучили блюда религиозного цикла. Многое узнали от старожилов, в том числе от ее мамы Нины Михайловны, которая поддерживает древние кулинарные традиции. 

Например, к рождественским праздникам бездежцы обычно делают колбасы, сальтисон, запекают гуся в тесте. «Салтысон» (в этих краях название произносят именно так) готовят из свиных внутренностей, вручную порезанных и ночь настоянных с приправами. И колбаса «пальцем пханая» — обязательный атрибут праздничного стола. Для приготовления обычно берут лопаточную часть свинины, нарезают ее вручную, добавляют укроп, кориандр и… немного самогонки. Местные говорят, что исключительный вкус придает. Моченые яблоки, козий сыр, приготовленная в печи капуста — тоже здешний эксклюзив.


Ну а мы приехали на блины. На Масленицу здесь их едят каждый день. С вареньем и чаем из душистых трав. 

Мария Остапович по нашей просьбе вспоминает свое детство:

— Как таковой Масленицы у нас не было. Весну встречали, а зиму выгоняли в Провод­ное воскресенье (через неделю после Пасхи). «Иды зима до кучэра, бо ты нам надокучыла» — так пели дети и в костре сжигали старые вещи: веники, обувь, одежду. Потом жарили яичницу и ели. 

— Не блины, а яйца были символом народных гуляний, прощания со старым и встречи нового?

— Именно. Чтобы так целенаправленно жарить блины — нет, не припомню. Но Масленица — древний восточнославянский праздник. Этот обряд прижился в наших краях не так давно. Мы в музее разработали свою программу и рады, что приезжает много туристов.

Каждый день Масленой недели имеет свое название. Понедельник — «встреча», вторник — «заигрыш», среда — «лакомка», четверг — «широкий разгуляй», пятница — «тещины вечерки», суббота — «золовкины посиделки», воскресенье — сжигание чучела как логическое завершение разгульной недели, последний день перед 40-дневным постом, Прощеное воскресенье. 

Интересуюсь у девчонок и мальчишек из 4 «А» класса школы № 3 близлежащего города Иваново, которые приехали в Бездеж поесть блинов и поводить хоровод вокруг костра, что такое Масленица. Знают, отвечают. 

А вот многие предметы, бывшие до недавнего времени в деревенском обиходе, вызвали у них удивление и восторг. Попилить бревно ручной пилой выстроилась очередь. Покататься на бричке желал каждый. Даже на кроликов в клетках некоторые смотрели как на инопланетных животных. Что уже говорить про аиста, который не улетел и живет на подворье вместе с курами! По нраву городским детям и перетягивание каната, и прыжки в мешках, и бой мешками. 

Сотрудница музея Татьяна МАКСИМОВИЧ знакомит детей с ткацким производством

— Сюда приезжают за самобытностью, ведь такого в городе не увидишь, — говорит Мария Остапович. 

После развлекательной части нас ждал обед. С мороза заходим в столетнюю хату. На окнах фиранки и горшки с геранью, на стенах — старые фотографии. Хозяюшки Светлана Волкович и Ольга Макаревич без устали хлопочут у печи — жарят блины и драники. 

— Попробуйте наш чай, — зовут за стол. — Тут мята, мелисса, шиповник, липа, черноплодная рябина — все самое полезное.


Вкусно поели, согрелись — и опять во двор. Предстоит сжигание чучела Масленицы — кульминация праздника. Старший экскурсовод Катерина Кудрицкая гостям объясняет для чего:

— Это символическое сжигание зимы, обряд несет в себе ожидание обновления. 

В костре сгорает соломенная Масленица, а вместе с ней и все плохое... Уходящая зима была, безусловно, настоящей. Снежной, морозной. У сельчан, по народным приметам, хорошие виды на урожай.



— В следующем году сюда приеду, чтобы сжечь в костре то плохое, что соберет моя кукла, — Даша Лобацевич, как и остальные школьники из Иваново, получила в подарок соломенную обереговую куколку. 

А завтра в Бездеже широкая Масленица, много гостей. Ближайший обрядовый праздник — «Гуканне вэсны», который выпадет на праздник Благовещения 7 апреля. В Бездеже в этот день пекут булочки-«галёпы» (похожи на лапку аиста), угощают ими. Потом «Стрылка» — уникальный обряд, занесенный в Государственный список нематериального культурного наследия. Проводится в первый день православной Пасхи. Это уже то время, когда в Бездеже говорят : «Здымай фартушок — и хутчэй в поле робыты».



Сжигание чучела Масленицы




kozlovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter