Какие трудности возникают у кадастровых агентств при получении информации, и когда произойдет переход на «цифру»

Все ответы в одной базе

Вообще-то, мероприятие было посвящено недвижимости: ее учету, оценке, управлению… Но в какой-то момент центр дискуссии сместился в сторону цифровизации. Чтобы сфера недвижимости жила комфортно и эффективно, необходима информация, информация и еще раз информация. Чем больше — тем лучше. И самой разнообразной. Всего с ходу и не перечислишь. Данных в архивах накоплено немало. Другой вопрос, что на бумажных носителях. Но рано или поздно вся информация трансформируется из печатных букв в двоичный код. Есть сложности в другом: если вам удалось узнать, в каком ведомстве или учреждении хранится необходимая вам информация, то вы уже счастливчик, а если она хранится еще и в электронном виде, то это двойная удача. Но если нужна информация от нескольких учреждений, то не один рубль придется потратить на то, чтобы эту информацию обработать и связать между собой.

pixabay.com

В зарубежных странах, в тех же Нидерландах, Швеции и Литве, не только любому участнику рынка, но и каждому гражданину доступна информация об инфраструктуре территории, на которой он живет, нам же до этого еще далеко. В Беларуси есть достойные примеры организации и ведения учета в едином формате данных на всю страну, например, в газовых службах. Что касается водопровода и теплосетей, то основной массив информации хранится на бумаге, в головах у главных инженеров и специалистов на местах, за исключением некоторых организаций. Предприятия ведут документацию по своим формам и правилам. Замечательно, что для кадастровой оценки удалось достичь договоренностей и создать информационный ресурс для организации взаимодействия всех заинтересованных сторон. В конце концов, та же кадастровая оценка земли — основа для формирования налогооблагаемой базы. А поступления от имущественных налогов занимают пятое место в доходной части бюджета. 

Если ранее на запросы информации Национальное кадастровое агентство (НКА) получало отказы от организаций в 20–40 процентах случаев, то сейчас, повышая осведомленность, вовлекая их в процесс, сотрудничества удается достичь в 95 процентах обращений.

«Процесс обмена данными не всегда прозрачен и формализован», — говорит начальник сектора анализа и мониторинга рынка недвижимости и оценки Национального кадастрового агентства Елена Дубовик. И приводит опыт выполнения кадастровой оценки земли. В законодательстве вроде бы прописано, какую информацию могут использовать специалисты в своей работе. Могут, но не должны. Кроме того, нет нормативно-правового акта, в котором было бы четко прописано, что органы государственного управления обязаны предоставлять свои базы данных для кадастровой оценки. Приходится включать дипломатию, обаяние, чтобы договориться. С самыми разнообразными организациями. Елена Дубовик отмечает сознательность партнеров. Они понимают всю важность учета земельных угодий, идут навстречу, сотрудничают в меру своих сил и возможностей… 

Но есть и обратная сторона медали. Национальное кадастровое агентство на основании своих разработок делает в том числе и коммерческие продукты. Организация хозрасчетная, должна выполнять не только государственные задачи, но и зарабатывать. Да, они чужие данные не используют в чистом виде, перерабатывают по своим алгоритмам в новые пространственные пласты информации. И хотелось бы иметь четко установленные законодательством правила, по которым НКА могло бы предлагать участникам рынка востребованные цифровые продукты, разработанные с использованием собранной бумажной информации. 

Словом, для цифровизации необходима и юридическая «обвязка». Судя по всему, появление специального законодательства по этой проблеме назрело. Конечно, вопрос непростой, решается не за один день, но, как мне кажется, проблема достойная для изучения Парламента нового созыва.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter