Почему нелегальные авторемонтники не хотят выходить из "тени"?

Все оттенки серого

Чужой гараж — чужая крепость. Порой неприступная и готовая к любой проверке-осаде. В минском ГСК «Тиражная», куда мы прибыли по жалобе разбираться с нелегальными авторемонтниками, нас ждали острые взгляды видеокамер и молчаливое сопротивление.




— Откройте, налоговая!
Видеокамера отсеивает ненужных посетителей.

— Нелегалы? Да я вам их по памяти назову. Полистайте гостевой журнал кооператива: чужие машины едут в основном в четыре бокса, — поднимает шлагбаум Петр Васильевич, пожилой сторож ГСК. — Только я сильно сомневаюсь, что вам откроют. Ребята там сидят что надо: их и танком из гаража не выкуришь… Опытные.

Предсказание сбылось. Гулкие удары в стальные ворота отозвались тишиной: ни шороха, ни звука. Хотя возле одного гаража недвусмысленно стоял недешевый «Мерседес», а въезд в другой был укатан свежим следом протектора.

«Один заправляет кондиционеры, второй чинит исключительно «мерсы», третий и четвертый занимаются всеми видами ремонта, кроме покраски. Борюсь с ними  уже год: членские взносы и налоги не платят, внутрь не пускают — классические СТО, работающие по «серой» схеме», — сетует Василий Матусевич, председатель ГСК «Тиражная».


Валерий ТУБОЛЕЦ: «На бумаге все выглядело даже чересчур просто».

В кооперативе 427 гаражей и четыре противопожарных выезда в плане эвакуации. Но то по плану: мы с налоговиками насчитали только три. Оказалось, на месте четвертого один из собственников самовольно возвел гараж площадью более  150 кв. м. Сейчас там нелегальная автомастерская, попасть в которую при желании не под силу даже людям в погонах. Над воротами установлены видеокамеры, которые «шерстят» территорию на десятки метров вокруг. Попробуй подступись.

Уже прошло несколько судов. Конспиратора отключили от подачи  электроэнергии, за нарушения исключили из ГСК и теперь готовят для него иск и новый договор пользования инфраструктурой кооператива. Расценки будут минимум вдвое выше, чем для остальных.


Здесь ремонтируют «мерседесы». Нелегально.

Зачем столько мороки и нервов: взяли бы да и не пускали в гаражи посторонних…

— Думаете, мы так не делали? Вот не пропустили недавно на территорию чужака — и что: на меня подали иск, обвинив в самоуправстве. Я же еще и пострадал, — рассказывает председатель. — Поймите, тут идет настоящая война: для них эти гаражи — реальный источник дохода. Для меня — головная боль.

…Нашу беседу «прерывает» «Мерседес». Разворачиваясь возле нас, он показывает свой  разбитый  бампер и берет курс на тот самый бокс, где возле входа мерзнет на морозе «Даймлер-Бенц». «Минуточку, уважаемый, а документы на гараж у вас имеются?» — задает вопрос Василий Матусевич. Ответ водителя лаконичен: забыл дома. Не выходя из салона, молодой человек начинает кого-то срочно набирать по мобильному… Он так и не рискнет при нас открыть замок на воротах. Позже, когда проверяющие выйдут за пределы кооператива, ко входу примчится микроавтобус (догадайтесь сами какой марки), а уже знакомый нам водитель  отгонит за пределы ГСК второй стоявший у гаража «Мерседес». Мы явно нарушили чьи-то планы и разворошили осиное гнездо — хоть что-то приятное в этом холодном тяжелом рейде.

Сотрудник налоговой инспекции Октябрьского района Евгений Заболоцкий не скрывает: труднее всего попасть внутрь объекта. Рабочая группа неоднократно отрабатывала гаражные кооперативы района. На первый раз нарушителям дается предупреждение, на второй — штраф от 5 до 50 базовых. Но кто ж вам откроет во второй раз? За весь прошлый год решились выйти из «тени» 12 гаражных мастеров, в этом — 6.

В следующем кооперативе — ГСК «Опыт» — мы видим совсем другой опытный образец. Еще одна большая, более 50 кв. м, автомастерская. Но здесь работает ипэшник, который платит налоги, не имеет задолженности по электроэнергии и членским взносам. Он даже не думает прятаться в своем бункере, завидев на дороге двоих мужчин с кожаными портфелями и фотоаппаратом через плечо. Ворота открыты — заезжай, клиент!

Валерий Туболец — прожженный волк гаражного ремонта. В бизнесе почти 20 лет: начинал с маленького типового гаража. Сейчас у него двойной и просторный — без перегородки.

— Разные были времена. Поначалу хватало и  сертификата от Госстандарта на оказание услуг по ремонту. В 2004-м появилась новая противопожарная инструкция, запрещавшая вообще заниматься подобной деятельностью в гаражах. В конце 2013-го вышел Указ № 432, окрыливший многих. В том числе и меня. Ну вот, подумал, наконец, все будет чинно и благородно, — показывает свои владения Валерий. — На бумаге все выглядело даже чересчур просто: получи согласие общего собрания гаражного кооператива, зарегистрируй ИП, заручись согласием санслужбы города и ежемесячно плати по твердой ставке 1 180 000 рублей. Но получить разрешительный сертификат оказалось той еще проблемой.

Все застопорилось на заключении гигиенистов: отдельных требований к гаражным мастерским в СанПиН нет, зато есть к обычным СТО. Так на горизонте не знавшего удобств гаража-мастерской замаячили туалет, душевая, комната для приема пищи, комната для переодевания… Валерий растерялся: как же можно поставить душевую, когда во всем гаражном массиве нет центральной канализации?

«Ладно я, у меня-то большой гараж, а как же ребята, которые работают в типовых боксах, где всего-то 18 «квадратов»? Там едва хватает места, чтобы машину загнать и самому протиснуться. Где ж там встроить душ, туалет и так далее по списку? — задает справедливый вопрос мастер. — Вот и получается, что нормы указа золотые, а требования по ним к практике не адаптированы. Думаете, отчего в нашем ГСК по-прежнему столько нелегальных мастерских?»

Подведем итог. Есть достойный гараж, есть ИП, который систематически платит налоги, но не имеет при этом разрешительного сертификата. А значит, оказывает далеко не полный спектр автоуслуг и теряет живые деньги. Что поделаешь, Туболец уже выгораживает комнаты для переодевания, приема пищи, приценивается к переносным биотуалетам. И, конечно, подыскивает на стройрынке душевую кабину. Обидно только, что воспользоваться ею после жаркой смены никому не удастся.

Ведь для этого — ни много ни мало — придется проложить отдельную ветку водопровода.

КОМПЕТЕНТНО

Елена КОЗЫРСКАЯ, заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Минску:

— На начало года в городской налоговой состояли на учете 416 ИП, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей. Из них в прошлом году начали работать 149 индивидуальных предпринимателей. Большинство из них, как и предусматривает указ, оказывают услуги именно в гаражных массивах.

Если говорить о поступлениях в бюджет от данной категории ИП, в прошлом году они превысили 2,2 млрд. рублей. Это почти на 15 процентов выше показателя 2013 года. С одной стороны, процесс сдвинулся с мертвой точки и динамика налицо. С другой — если задаться вопросом: «А могли бы эти суммы и общее число вышедших из «тени» гаражных мастеров быть выше?» – следует ответить утвердительно: да, могли бы, причем вдвое. Думаю, существенную роль здесь сыграло бы упрощение требований, которые предъявляет сегодня к гаражникам санитарно-гигиеническая служба. Очевидно, что эти нормативы трудно применимы к реалиям ГСК, которые строились 30—40 лет назад. Но в указе речь идет именно о них, и здесь, как нам кажется, людям нужно пойти навстречу. Кстати, эти вопросы уже поднимались на комиссии по проблемам гаражных СТО при Мингорисполкоме.

В этом году практика проверок гаражно-строительных кооперативов продолжится. Для информации: за 2014-й наши инспекторы пресекли 83 факта предпринимательской деятельности без госрегистрации  в нелегальных СТО.    

Василий МАТВЕЕВ

matveev@sb.by

Фото автора



Алло, гараж?


Всего пять гаражных мастеров на Гродненщине решили выйти из «тени» и оформить свой бизнес по закону. А ведь поначалу многие обрадовались возможности заниматься любимым делом, не боясь проверок и жалоб соседей. Почему так случилось и чего не хватает гаражным умельцам?


Возраст этих построек и требования СанПиН — явные антагонисты.


Максим Глухов — единственный в Лиде ИП, решивший официально оформить свою деятельность по ремонту машин. Много лет он работал на госстанции, потом на частника, набирался опыта и наблюдал, как организована работа. Через пару лет решил заняться собственным бизнесом, взял в аренду большое помещение, нанял помощников. Порой аренда забирала большую часть заработка, и Андрей решил работать в гараже

«Когда узнал, что можно официально оформить бизнес, решил: дойду до конца, — вспоминает гаражный предприниматель. — Но, оглядываясь назад, не могу посоветовать другим пройти через все трудности легализации гаража. Санитарные нормы, разрешения, согласования, время и немало денег. Мне повезло, что у меня в собственности два гаража, соединенные переходом. Самым сложным было получить сертификат соответствия».

С недавнего времени в Лиде началась настоящая «охота» на нелегальных гаражных мастеров. Причина интересна: владельцы легальных станций техобслуживания написали коллективную жалобу на своих конкурентов-нелегалов. И даже сняли небольшой видеоролик на эту тему. Можно сколько угодно иронизировать, но очевидно одно: проблема есть. Сначала владельцы авто обращаются в местные гаражи, а оттуда прямой наводкой едут жаловаться на некачественный ремонт, отсутствие чеков и гарантий. На «горячую линию» налоговой инспекции тоже звонят часто — обиженные автолюбители, соседи по гаражам, просто «доброжелатели». Начальника отдела оперативно-контрольных мероприятий ИМНС по Гродненской области Геннадия Кучуна больше беспокоит неуплата налогов. Как следствие — внеплановые проверки в гаражных массивах.

«Смотрите, с виду обычный гараж, но недавно поступила жалоба: сосед занимается незаконной предпринимательской деятельностью, — раскрывает тонкости работы налоговый инспектор. — Попробуем попасть внутрь и договориться, скажем, поменять тормозные колодки». Под видом клиентов проверяющие заказывают услугу. Молодой человек, копающийся под капотом авто, просит пригнать машину вечерком, а утром забрать. Называет сумму. Вот и все. Дальше работа пойдет по отработанному плану. Авто пригонят, оставят, а утром приедут за ним. В 99% случаев налоговику не предоставят ни чека, ни гарантии. Зато взамен «серый» мастер получит административный протокол.

За прошлый год налоговики Гродненщины провели 95 результативных проверок в сфере технического обслуживания и ремонта транспортных средств. В итоге  доначислено более 314 миллионов и взыскано 288 миллионов рублей. Интересно, что пойманных за руку подпольных мастеров не просто штрафуют, а вызывают на комиссию. Там объясняют, как правильно оформить бизнес, чтобы не скрываться, а работать спокойно.

И все-таки главный вопрос повис в воздухе: почему подпольные механики не хотят выходить из «тени»? Специалисту по гаражным вопросам администрации Октябрьского района Гродно Геннадию Селюну скрывать нечего: «Поначалу был огромный интерес, люди шли, звонили, пытались сделать все по правилам. Но, как оказалось, в большинстве случаев это невозможно. С начала действия указа в нашем районе легализовались 4 индивидуальных предпринимателя. У одного из них гараж высокий и угловой, у троих гаражи в частных домах или коттеджах».

Итак, все уперлось в санитарные нормы. Следовать им до конца проблематично: высота гаража должна быть не менее трех метров, надо обустроить комнату для посетителей и приема пищи, стоянку для автомобилей. Еще нужно сделать естественное освещение и вентиляцию, а также отдельную огороженную площадку для отходов. Но проблема в том, что почти все гаражи были построены в 1970—1980-х годах. Они небольшие по площади, высота меньше трех метров, в общем, провал уже на первоначальном этапе.

Заведующий отделением гигиены труда Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Виталий Какулин разводит руками: требования к сервису в личном гараже такие же, как и к обычной станции технического обслуживания. Никаких послаблений нет. По сути, это стройка с нуля. Да, но если у человека есть деньги на грандиозную перестройку, вряд ли он будет корпеть в тесном гараже.

Всего на Гродненщине 306 кооперативов, 87% которых уже внесли изменения в свои уставы. Это самый лучший показатель по стране, а больше гордиться, собственно, нечем. Дело оказалось вовсе не в уставе, а в том, что гаражи безнадежно устарели.

Сами автовладельцы уверены: нелегалы как работали, так и будут работать. Ведь заплатить штраф куда выгоднее, чем вкладывать деньги в переоборудование старой гаражной коробки. Мастер с руками всегда найдет себе клиентуру, пусть и в «тени». В проигрыше по-прежнему только одна сторона — государство.

Татьяна КОНДРАТЬЕВА

tanula.k@mail.ru

СТО раз примерь, один — доверь


К кому вы обращаетесь, если нужно починить машину? Первым делом на ум приходит имя мастера, которое на слуху. Затем в расчет берется то расстояние, что необходимо преодолеть до «автодоктора». Ну и цена. Получалось, что в гараже ближе и дешевле всего. Вот только чеков там не дают. И в случае чего пойди докажи, что твою «ласточку» чинили именно здесь. Тем не менее еще пару лет назад у нелегалов отбоя не было от клиентов, а эксперты сетовали: «серый» рынок забирает треть доходов. Из «тени» предприимчивые граждане выходили неохотно. Чтобы защитить потребителей, власти пошли на уступки.


Одномоментно проверить все ГСК невозможно:
 только в Минске их больше 250.


В ноябре позапрошлого года вступил в силу Указ № 432, признавший гаражные кооперативы местом не только для хранения, но и ремонта авто. Если, конечно, ближние и дальние соседи не возражают и безопасность работ у окружающих не вызывает сомнений.  Это предписывает постановление Совмина № 944, принятое в 2013-м. Об этом первым делом должен знать любитель покопаться в технике. Далее согласно документу мастеру следует зарегистрироваться как ИП, согласовать режим с исполкомом, получить разрешение от гигиенистов, иметь на руках сертификат на оказываемые услуги, вести журнал посещений, платить налог. Обязанности появились и у гаражных кооперативов. Например, обеспечить проезд транспорта к боксам, договориться с коммунальными службами о подаче света, воды и о вывозе твердых бытовых отходов. Заманчивые уступки, не правда ли?

Обратимся к статистике. В управлении бытового обслуживания населения Минторга подсчитали: за время действия Указа № 432 в стране зарегистрировался 351 «гаражный» ИП. Таким образом, цифра постепенно приближается к запланированной. В конце 2013-го в торговом ведомстве ожидали, что за счет легализации сфера техобслуживания машин прирастет на 10% — примерно на четыре сотни объектов.

Однако СТО-«уклонистов» по-прежнему в избытке. На руку им относительно невысокие штрафы. Да и попробуй докажи, что дорогая установка стоит не для того, чтобы потешить самолюбие владельца. Понятно, что проверить все гаражные кооперативы одномоментно невозможно. Только в Минске их свыше двух с половиной сотен. Тем не менее межведомственные рабочие группы в прошлом году выявили 359 неучтенных мастерских.

В результате 147 человек предупредили о грозящей ответственности, 75 заплатили крупные штрафы, приводят данные в управлении бытового обслуживания населения Министерства торговли.

Точку в борьбе с нелегалами должен поставить Реестр бытовых услуг, который сейчас формируется. Он же развяжет руки контролерам. Не состоящим в общереспубликанском списке гаражникам грозит штраф в размере до 500 базовых с конфискацией дохода. Кроме того, могут изъять и оборудование. Подействует ли это на нарушителей со стажем? Ждем результатов летних проверок.

Еще одна новость в тему: совсем скоро увидят свет новые Правила бытового обслуживания потребителей. В частности, они должны существенно изменить жизнь автосервисов. Среди новинок — возможность выезда на дом при наличии специального оборудования. Глядишь, вопрос, отправляться ли в «серый» гараж, исчезнет сам собой: специалист с «корочками» примчится для спасения вашего авто по первому звонку.

ФАКТ

Услуги по техобслуживанию и ремонту машин по востребованности находятся на втором месте после обновления и строительства жилья. Доля СТО в общем объеме работ на благо граждан в 2013 году составила 21%. Далее идут парикмахерские (11,3%), ритуальные услуги (9,6%) и услуги по ремонту и изготовлению мебели (6,5%).

Мария ДРУК

m_druk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter