Все оттенки серого

О «серых» зарплатах

Миллиардер Михаил Прохоров (второй в рейтинге самых богатых россиян по версии журнала «Форбс») недавно умилил журналистов признанием: на предприятиях, которые возглавляет, зарабатывает сущие копейки. Как президент группы инвестиционных компаний (горная металлургия, недвижимость, финансы) господин Прохоров получает один МРОТ. Это минимальная оплата труда. В Москве — около 10 тысяч рублей, или примерно миллион рублей на наши. В среднем по России — 4,5 тысячи (500 тысяч белорусских). А в крупнейшей мировой золотодобывающей фирме, которую недавно начал курировать бизнесмен, его зарплата составляет пол–МРОТа в месяц. 500 тысяч на наши. И, представьте, человек вполне доволен. Потому что, понятно, не живет на такую зарплату.


17 сотрудников двух коммерческих фирм, зарегистрированных в Минском районе, в этом смысле перещеголяли российского миллиардера: полгода трудились за 150 — 200 тысяч рублей. И все их устраивало, пока не пришлось в буквальном смысле кормить семьи на эти деньги. Типичная история: бизнес залихорадило, «конвертные» рубли начали задерживать, после и вовсе отказались платить. От безысходности граждане пришли с повинной в Комитет государственного контроля Минской области: мол, так и так, бес попутал — из рук в руки получали от работодателя 2–2,5 миллиона рублей в месяц.


По словам начальника управления контроля бюджетно–финансовой и социальной сферы Комитета госконтроля Минской области Софии Горид, случай уникальный. Потому что коллективный. 17 человек посчитали меньшим злом уплату повышенных налогов (на порядок больше, чем отчислялись с их официальных 200 тысяч рублей). И факты удалось доказать. Две организации, по подсчетам специалистов КГК, «конвертировали», а, попросту говоря, утаили от государства более 60 миллионов рублей. Теперь заплатят с пеней и недоимками около 90 миллионов. Возбуждены уголовные дела.


Как ситуация с «серыми» зарплатами выглядит в целом? Заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко как–то назвал предполагаемую сумму потерь бюджета на подоходном налоге. 150 — 200 миллиардов рублей. В связи с этим любопытен и другой вопрос: а сколько нашли? Передо мной статистика министерства за 2010 год. 102 предпринимателя попались на том, что не заключали договоры с наемными работниками, 791 нанимал неблизких родственников. 347 субъектов хозяйствования «забывали» отражать зарплаты в бухучете. И те и другие доплатили в бюджет примерно полтора миллиарда рублей. Плюс санкции. Полмиллиарда удалось взыскать с граждан, у которых расходы не сошлись с официальными доходами. Итого: негусто. Могу объяснить почему.


Минчанин Николай Трушко в 2007 году устроился в строительную фирму. Без договора и отметки в трудовой. Год платили хорошо. А потом случился кризис. И... «Плакали мои денежки, — сообщает «СБ» Николай. — Пошел к юристам. Отказали. Говорят, срок исковой давности (3 месяца со дня ухода с работы) истек. В департаменте госинспекции труда потребовали документальных доказательств. А их у меня нет. Где директор — неизвестно, телефон его не отвечает. Пишу вам без всякой надежды. Только затем, чтобы рассказали другим, кто сегодня работает и зарабатывает неофициально. Пусть лучше учатся на чужих, а не на своих ошибках».


Есть в нашей почте слезные письма брошенных жен, которым их бывшие мужья, ни в чем себе не отказывающие, на содержание детей платят 200 — 300 тысяч рублей алиментов. Одна из них, к примеру, проявила удивительную рьяность. Звонила на «горячую линию» Министерства по налогам и сборам, писала в департамент финансовых расследований: «Мой бывший муж не ходит в отпуск, трудится в нескольких местах, регулярно выезжает за границу, читает лекции и проводит мастер–классы. Недавно купил квартиру в престижном районе Минска. При этом его официальный доход составляет всего 700 тысяч рублей». С ней связались. Вызвали для беседы экс–супруга. Тот парировал: все ложь и провокация. А указанная в заявлении часть его деятельности — просто благотворительность. Широкой души человек. За лекции и мастер–классы не берет ни копейки. Что касается купленной квартирки, так то наследство покойной бабушки. Хочешь — верь, не хочешь — поди проверь. Вот и все. Как правило, именно так заканчиваются все подобные истории.


Чтобы их было меньше, Министерство по налогам и сборам предлагает внести изменения в законодательство. Усилить ответственность фирм и предпринимателей за выплату «серых» зарплат, а работника, материальные интересы которого в какой–то момент разойдутся с нанимательскими, освободить от уплаты налогов. Мы же можем только порекомендовать: граждане, будьте благоразумнее и не верьте всем на слово.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter