Все отчетливей видятся цели. Парламентское Собрание в призме времени

За годы своей работы Парламентское Собрание Союза Бела-руси и России доказало как эффективность своей работы, так и важность существования самого Союзного государства. Вместе белорусские и российские парламентарии, встречаясь на равных за «круглым столом», решили не один десяток вопросов, которые впоследствии были признаны стратегически важными направлениями взаимодействия.

У истоков сотрудничества

2 апреля 1996 года был подписан Договор об образовании Сообщества России и Беларуси. Согласно этому документу было принято решение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Беларуси, формируемого на принципе делегирования депутатов национальных парламентов двух стран в представительный орган Сообщества. На Парламентское Собрание были возложены функции разработки проектов законодательных актов и внесения соответствующих предложений в органы, имеющие
право законодательной инициативы. 
11 апреля 1996 года в Москве было заключено Соглашение между Федеральным Собранием Российской Федерации и Верховным Советом Республики Беларусь. 26 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге на встрече руководителей парламентов Беларуси и России было подписано Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества. Первая сессия Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России состоялась 25 июня 1996 года в Смоленске.
В соответствии с подписанным 2 апреля 1997 года Договором о Союзе Беларуси и России обоими государствами на паритетных началах был учрежден ряд союзных органов, в том числе –  Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. В этом же году Парламентское Собрание направило официальные  обращения в Межпарламентский Союз, Парламентскую ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с просьбой о предоставлении Парламентскому Собранию Союза Беларуси
и России статуса наблюдателя в этих международных организациях.
Особую роль в истории строительства Союзного государства и становления союзного парламентаризма сыграла десятая (внеочередная) сессия Парламентского Собрания, которая состоялась 21 января 1999 года. Депутаты единодушно поддержали политическую волю президентов Республики Беларусь и Российской Федерации к развитию процесса единения двух славянских государств.
Сессия приняла развернутое постановление по вопросам совершенствования эффективности работы Парламентского Собрания в соответствии с требованиями и задачами нового этапа реинтеграции Беларуси и России. В связи с этим было принято решение о создании Парламента Союзного государства и разработке Договора об объединении Беларуси и России в единое Союзное государство.
8 декабря 1999 года Договор о создании Союзного государства Беларуси и России был подписан (вступил в силу в январе 2000 года). В Договоре содержится положение о преобразовании Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в союзный Парламент, избираемый всенародным и прямым голосованием в государствах – участниках Союзного государства и наделенный законодательными полномочиями. До образования Парламента Союзного государства на переходный период его функции исполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. Вместе с тем эти функции не могут быть реализованы в полной мере, поскольку для этого должен быть принят Конституционный акт Союзного государства, после чего внесены необходимые дополнения и изменения в конституции государств-участников.

Главные направления

На сегодняшний день образованы восемь комиссий Парламентского Собрания. Всего с 1996 по 2009 год включительно Парламентское Собрание провело тридцать шесть сессий. 
За время существования Парламентского Собрания направления деятельности его комиссий менялись в зависимости от задач, которые ставились перед ними документами, определяющими основы союзной интеграции.
Наиболее активно нормотворческая работа велась Парламентским Собранием в период с 1996 по 2000 год, когда комиссии осуществляли подготовку проектов нормативных правовых актов, в том числе модельных законов и законодательных рекомендаций Парламентского Собрания, участвовали в разработке международных соглашений по различным отраслям права. Ведущая роль в данном вопросе отводилась Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту. Члены этой комиссии работали в том числе и над проектом Договора о создании Союзного государства.
Комиссия Парламентского Собрания по экономической политике в период с 1999 по 2000 год занималась подготовкой и рассмотрением следующих проектов нормативных правовых актов: «О порядке разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета Союза»,
«О собственности Союзного государства», «О Счетной палате Союза», «О лицензировании», «О защите экономической конкуренции», «Об инвестиционной деятельности», «О порядке разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета Союза» и т.д.
Комиссией Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам с момента создания ведется планомерная работа по устранению несоответствий и противоречий в действующей правовой базе двух государств. В частности, в период с 1999 по 2000 год постоянное внимание уделялось работе над Программой совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999–2000 годы. В последующие годы нормотворческая деятельность комиссии на этом направлении не останавливалась.
За период с 1999 по 2000 год включительно с участием Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью были рассмотрены и подготовлены к принятию Концепция безопасности Союза Беларуси и России, Концепция совместного оборонного заказа, Концепция пограничной политики, План мероприятий МВД России  и МВД Беларуси по проведению унификации законодательства государств – участников Союза Беларуси и России в области деятельности министерств внутренних дел и др. В 2001-м и последующих годах комиссией были рассмотрены проект закона «О государственной границе Союзного государства», проект Военной доктрины Союзного государства и др.
Впервые союзный бюджет был сформирован в 1998 году в объеме 585 млн российских рублей. За прошедшие 11 лет он вырос более чем в 8 раз и в 2009 году составил 4872 млн российских рублей. Ежегодно в бюджете расходы на реализацию программ и мероприятий предусматриваются в размере более 90 процентов от общего объема расходов. За это время полностью и частично было профинансировано выполнение более 40 совместных  программ.
Важным направлением деятельности комиссий является активное участие депутатов Парламентского Собрания в подготовке и проведении широкого спектра мероприятий научного, культурно-образовательного и информационного характера, призванных определить направления развития российско-белорусской интеграции. К числу наиболее заметных ежегодно проводимых мероприятий можно отнести международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», фестиваль «Молодежь – за Союзное государство», международный кинофорум
«Золотой Витязь» и другие.
В 2008 году Парламентское Собрание вышло на качественно новый уровень работы по сближению законодательств двух стран. С учетом многообразия сфер жизнедеятельности граждан Беларуси и России, требующих унификации, было принято и на тридцать четвертой сессии Парламентского Собрания нормативно оформлено решение о создании Научно-консультативного совета Парламентского Собрания.

Планы на будущее

Более чем десятилетний период интеграции Беларуси и России – это пример того, как можно в реальных исторических условиях в достаточно короткий промежуток времени пройти дистанцию от стадии межгосударственного сотрудничества до создания Союзного государства. Деятельность же Парламентского Собрания в эти годы наглядно демонстрирует возможности парламентаризма в деле институционально-правового обеспечения интеграционных процессов.
Вместе с тем нельзя не отметить и обозначившиеся за это время проблемы, препятствующие полноценному выполнению комиссиями Парламентского Собрания и Парламентским Собранием в целом своих функций.
Прежде всего это сохраняющаяся неопределенность со сроками принятия Конституционного акта Союзного государства. Данное обстоятельство влечет за собой и перенос сроков избрания и начала работы Парламента Союзного государства, а также обусловливает трудности в развитии нормативно-правовой базы Союзного государства, поскольку привело к приостановке начатых работ по подготовке целого ряда законопроектов Союзного государства.
Практически все комиссии отмечают, что действующий Порядок разработки и реализации программ Союзного государства нельзя признать действенным и эффективным. Определенные шаги по исправлению ситуации предпринимались и будут предприниматься в дальнейшем, но работа еще далека от завершения.
Смежная проблема – это отсутствие механизма отнесения к союзной собственности объектов инфраструктуры,  материальных средств и другого имущества, созданного или приобретенного в результате реализации программ (мероприятий) Союзного государства за счет союзного бюджета, а также вопросов выделения финансовых средств на содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры, созданных ранее в ходе реализации союзных программ.
Все эти сложности не страшат парламентариев двух стран, а лишь подстегивают к дальнейшей эффективной работе. Уже сегодня ясно, что дел на ближайшую десятилетку хватит всем комиссиям Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter