Что такое гринвошинг и как распознать зеленую ловушку?

Все органические продукты — натуральные, но не все натуральные — органические

Торговые сети и производители, стремясь привлечь покупателей, все активнее маркируют свою продукцию как «эко», «био», green, оrganic, «натуральная», «фермерская»… На первый взгляд, вроде бы и правильно. Все эти понятия (если не вникать в суть) объединяет экологическая чистота. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. В большинстве же случаев это хитрый маркетинговый ход.

По мнению экспертов, подавляющая часть товаров, презентуемых как «органик», даже близко таковыми не являются. Один из самых популярных приемов — «озеленение» продукта, гринвошинг, или «зеленый камуфляж». К подобной уловке прибегают маркетологи, чтобы «отмыть» свою продукцию, сделав ее более зеленой и полезной. Встречаются такие продукты и в Беларуси.

Белорусские органические товары.

– У гринвошинга, как объясняют специалисты, много разных вариантов. Это и отсутствие полной информации о составе продукта и/или упаковки, изображение логотипов несуществующих маркировок. Нас заверят, что товар не содержит каких-то элементов, которые и без того запрещены или в принципе не могут содержаться в нем. Разжалобят картинками с пейзажами и животными, призывами о заботе о природе, активно при этом используя зеленый цвет. И конечно же, безосновательные надписи — «эко», «био», «органик»… Во всем мире понятия «биологический», «экологический» и «органический» — равнозначные синонимы. В Беларуси — нет. Вот и получается, что биойогурт и экокрупа — не больше чем привлекательные названия. Или вот надписи: «без глютена», «без ГМО»… Но стоит перевернуть упаковку и прочитать состав, как сразу же теряешь счет ешкам. Начнете наблюдать — сразу обнаружите на магазинных полках биосметану, «экологически чистые» овощи и даже сало.

Многими из нас как нечто единое воспринимаются термины «органический» и «натуральный». Но это не одно и то же! Натуральный — значит не искусственный. А потому натуральными будут огурцы или помидоры, выращенные в теплице на химических удобрениях или обработанные затем специальным раствором, чтобы дольше хранились. Натуральным будет и мясо животных или птицы, напичканное гормональными добавками. Кроме того, в природе в принципе встречаются натуральные, но при этом опасные элементы типа мышьяка или урана.

А вот органическая продукция — это уже совсем другой уровень. Она должна быть выращена и произведена без использования химических удобрений и пестицидов. Натуральность — необходимое условие соответствия органическим стандартам. Все органические продукты — натуральные, но не все натуральные — органические.

Поэтому так важно уметь читать и этикетку, и соответствующие знаки, говорящие об органическом происхождении того или иного продукта. Надо сказать, что таких знаков очень много. Одни используются во всем мире и имеют более высокую степень узнаваемости, другие работают на национальном или региональном уровне. Есть и так называемые частные знаки, принадлежащие различным негосударственным организациям, которые разработали свою систему сертификации. Одна из них — Demeter — крупнейший международный экологический сертификат для биодинамического сельского хозяйства. У этой системы очень строгие, намного строже, чем просто в органике, требования как к производству продукции, так и отношению к окружающей среде.

Товар, сертифицированный по Национальному стандарту.

Некоторые торговые сети организуют даже отдельные полки под «органическую» продукцию, выставляя при этом на них и «фермерские» продукты. Но они, равно как и деревенские продукты, всего лишь указывают на принадлежность к юридической форме предприятия, месту их производства, но никак не на соответствие стандартам. Отсюда и создание иллюзии некой натуральности.

Да, такие продукты вполне могут быть натуральными. Но чтобы понять, насколько они действительно органические, нужно проследить весь производственный цикл. Из каких семян, в какой почве выращивали эти плоды и растения, какой водой поливали, какие удобрения использовали, как собирали и где хранили…То же и о мясной продукции.

Сегодня с гринвошингом последовательно и эффективно борются во всем мире. Особенно в Евросоюзе и США. Там производители, маркирующие себя как оrganic, проходят строгий аудит и получают специальные сертификаты.

Маркировка — ориентир для потребителя, подтверждение того, что продукт соответствует заявленным стандартам. В частности, органического производства. Стандартов в мире очень много. Наиболее популярны у нас европейский «Евролист» и национальный зеленый круг с надписью «Органический продукт» Беларусь».

Но тот же «Евролист» должен быть нанесен обязательно с кодом. Код располагается непосредственно под или над знаком на этикетке и должен включать дополнительную надпись, указывающую, в какой стране произведен продукт; компоненты, входящие в его состав; метод органического производства и код контролирующей компании, которая выдала органический сертификат. Проверить действие того или иного сертификата можно на сайте контролирующей компании, найдя ее в интернете по коду, указанному на этикетке.

НЕПРАВИЛЬНО нанесен «Евролист».
Правильно нанесен «Евролист».

В белорусском законодательстве официально закреплено лишь одно понятие — «органическая продукция». И таковой она становится только в том случае, когда хозяйство, где она производится, прошло сертификацию на соответствие жестким стандартам и получило подтверждающий документ, а вместе с ним — право ставить специальную маркировку и называть продукцию органической. Если у сертификата на продукт заканчивается срок действия, то изготовитель уже не может маркировать им свой товар.

Правильная и честная маркировка помогает покупателю выбрать нужный товар, а производителю — выделить свою продукцию среди похожих, доказать ее более высокое качество и извлечь большую выгоду.

К тому же подобная недобросовестная реклама и искаженное использование терминологии отрицательно сказываются на имидже и репутации органических производителей, которым пока и так тяжело конкурировать с производителями, использующими интенсивные технологии.

Чтобы наказать обманщика, необходимо доказать, что представленная продукция не органическая. Поэтому, заметив обман, сообщите о нарушении в Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Законодательством предусмотрена ответственность за распространение ненадлежащей рекламы — от предписаний до штрафов (до 50 базовых величин).

 КСТАТИ

Все предприятия-производители отечественной органической продукции по белорусскому законодательству включены в единый реестр, с которым можно ознакомиться на сайте https://organic.gskp.by/.

Список органических производителей по европейскому законодательству: https://ecoidea.by/ru/content/project/3314

РЕЕСТР БЕЛОРУССКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

♦ 1. ООО «Здоровая страна»

♦ 01.11.32 — рожь продовольственная

♦ 2. ОАО «Минск кристалл» — управляющая компания холдинга «Минск кристалл групп»

♦ 20.14.74.1 — спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья «Органик», объемная доля этилового спирта не менее 96,3 %. Серийное производство

♦ 3. ОАО «Молодечненский комбинат хлебопродуктов»

♦ 10.61.22.100 — мука ржаная хлебопекарная сорт обдирная

♦ 4. Минское районное унитарное предприятие «Агрокомбинат «Ждановичи»

♦ 01.13.44.100 — лук зеленый свежий
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter