Все начинается в конце...

Мюзикл? Попробуем!
Мюзикл? Попробуем!

О том, что Илья Олейников задумал потрясти белорусов неким грандиозным мюзиклом, уверена, все уже слышали. «Ваша страна интересна в этом плане, — так поведал о своих намерениях популярный российский артист. — Мы решили стать первыми...» Артисты, пришедшие к нему на кастинг, отреагировали на слова мэтра телевизионного юмора не без иронии. Что–что, а уж этот жанр для белорусов отнюдь не терра инкогнита. Первым, по сути, здесь был еще Вячеслав Цюпа, поставивший по всем канонам сегодняшних московских мюзиклов в минском театре музкомедии фолк–оперу «Клоп». Впоследствии этот спектакль был показан на Всесоюзном фестивале «Театр–88» и весьма впечатлил искушенную московскую публику... Два года подряд в Национальном академическом драмтеатре имени Горького с неизменным успехом идет «Опера нищих», современный римейк знаменитой «Трехгрошовой оперы» в постановке Бориса Луценко. 30 лет назад во время гастролей нашего театра в России москвичи азартно меняли с трудом добытые билеты в «Таганку» на мюзикл Луценко... Так что еще можно спорить, кто и где был первым.

Но творческая группа в лице (точнее, в нескольких лицах) Ильи Олейникова — в данном случае автора музыки, его коллеги актера Николая Дуксина — автора либретто и режиссера–постановщика с мировым именем Януша Юзефовича обещают ошеломить «неискушенного» минского зрителя и в успехе не сомневаются. Но первым испытать потрясение суждено было не минчанам.

В то время как Петра Елфимова чуть ли не вся страна жаждет увидеть в числе участников будущего «Евровидения», тот в который раз уже разочаровывает своих поклонников, туманно намекая, что у него есть и более интересные творческие проекты. В прошлом году, как выяснилось, это был новый «сольник», а в этом... Пожалуй, можно больше не интриговать: в январе Петр приступает к репетициям в мюзикле Ильи Олейникова.

На Малую сцену Купаловского театра, где проходил кастинг, Елфимов шагнул слишком уверенно для претендента. И протяжно запел... Елфимову дали допеть до конца — «отборочная комиссия» явно наслаждалась его чистым голосом. «Петенька, а быстрое можешь? Потешь меня», — с чувством произнес Олейников, когда Елфимов наконец замолчал. После двух песен постановочная группа была покорена окончательно и легко простила голосистому Петру не слишком старательное прочтение хрестоматийного отрывка «У лукоморья дуб зеленый». «Хороший парень», — задумчиво произнес Юзефович, известный своей режиссерской придирчивостью...

Позже с не меньшим удовольствием авторы будущего мюзикла слушали других победителей конкурса молодых исполнителей на «Славянском базаре» — Дмитрия Кочеровского и Полину Смолову, наследницу известного семейного дуэта Анастасию Тиханович, по–новому эффектную, даже агрессивную Анастасию Слуцкую — Светлану Зеленковскую (видимо, имидж подруги криминального авторитета в новом фильме повлиял), 15–летнюю школьницу Татьяну Комарову, которой перед началом репетиций еще предстоит взять на это письменное разрешение у родителей...

Голосов, не испорченных привычкой к фонограмме, у нас действительно много. Финальный вопрос для успешно прошедших кастинг — свободен ли он (она) в ближайшие пару лет? — звучал часто. И практически всегда на это следовал утвердительный ответ, всякий раз вызывавший немалое удивление у постановочной группы. Столько профессионалов — и все свободны? Увы, талантливых артистов у нас куда больше, чем талантливых продюсеров. А кому с продюсерами повезло, наверняка сумели с ними договориться — те ведь прекрасно понимают, что участие в таком большом проекте для артиста — прежде всего грандиозный пиар. После премьеры в Минске (предположительно в грядущем апреле) планируются гастроли по Беларуси, потом в Москве и далее — везде. Для чего и нужны целых три актерских состава, которые предполагается набрать не только в Минске, но и в областных центрах.

Теперь о спектакле. Сюжет строится вокруг Лжепророка, царствующего на символической свалке, и Старика, случайно забредшего туда и поверившего ему, как настоящему пророку. Лжепророк обещает открыть некую тайну в обмен на рассказ о жизни Старика. Тот начинает вспоминать — и выясняется, что так или иначе его судьба переплелась с судьбами каждого из обитателей свалки... Иными словами, зрителю будет рассказана не одна, а больше десятка историй. В главных ролях Олейников мечтает увидеть Боярского и Басилашвили, но они об этом еще не знают. Не получилось и с Ростиславом Янковским, которого хотели пригласить на роль Старика, — оказалось, у него премьера на носу. В результате в этом образе мы увидим Александра Ткаченка, великолепного Джонатана Пичема из «Оперы нищих» в Русском театре. А Лжепророком решил стать... сам Олейников.

— Для демозаписи я как–то быстро нашел в Москве всех нужных исполнителей, кроме одного, того, кто мог бы спеть партию Лжепророка, — рассказывает Илья Львович. — Пришлось самому... Потом послушал — так вроде я неплохо пою!

Бюджет постановки впечатляет — более полутора миллионов долларов. Кроме модного режиссера, к участию в проекте привлекли не менее модного в Европе сценографа Анджея Ворона, живущего в Берлине и не признающего никакого другого транспорта, кроме велосипеда. Да уж, гений без странностей — не гений... Сотрудничать с Минском Ворон будет по своей обычной схеме — дистанционно, с помощью компьютера. Говорят, первые эскизы декораций уже готовы.

— У этого художника поистине планетарное мышление, — утверждает Николай Дуксин. — Декорации, увидите, очень неожиданны — в конце концов, в спектакле у нас речь не о свалке, как писали газеты, а о нравственности.

Называться спектакль должен глубокомысленно, решили авторы проекта. Не «Игры нищих» и не «Пророк», как предполагалось вначале, а куда многозначительнее.

— «Все кончено. Закрыта книга, застыла маска скорби на лице. Но чей–то голос тихо шепчет: «Все начинается в конце», — процитировал Дуксин несколько строк из либретто. — Последние слова и должны стать названием. На мой взгляд, очень актуальные слова...

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter