Все начинается с Постав

IХ международный фестиваль “Звiняць цымбалы i гармонiк” собрал в древнем белорусском городе на берегу реки Мяделка влюбленных в народную музыку, песню и танец соседей — из Беларуси, России, Украины, Литвы и Латвии

Поцелуи в Семушкином венке
Так совпало, что девятый по счету фестиваль народной музыки открывали в Поставах как раз 9 июня, накануне Троицы, или Сёмухи, как зовут этот праздник в народе. По народной же традиции рядятся в этот день девушки в кленовые венки и поют славящие обновление земли песни. Кленовыми хороводами начался и праздник на центральной площади города. А в большом венке в самом центре площади встречались гости по очереди, целовались по славянскому обычаю и дарили друг другу подарки. Так родилась новая фестивальная традиция. И поцелуи те горячие, похоже, победили традицию другую: как фестиваль в Поставах — так дождь зарядит. Но нынче бродили-бродили тучи, моросили-моросили да и убрались восвояси. И город — умытый, чистый, нарядный — действительно зазвенел и цимбалами, и гармонями, и дудками... И дудами — инструментом особенным, изготовленным из кожи теленка, козы или барсука, на Руси зовут его волынкою. Последнее аутентичное выступление дударя слушали в Полоцке в 51-м, потом вытеснила его гармошка. А стоило появиться на поставском фестивале ансамблю дударей, как вспомнили этот замечательный инструмент, который некогда был так популярен и на Витебщине, и в соседних Гродненщине, Минщине. Об этом рассказал Владимир Николаевич Гром — руководитель заслуженного самодеятельного коллектива Беларуси фольклорного ансамбля “Крупiцкiя музыкi”, который создал в нашей стране школу дударей. “Любой народный ансамбль без народных духовых инструментов, как суп без картошки”, — говорит Гром и с гордостью сообщает, что в Белорусском государственном университете культуры и искусства уже готовят профессионалов игры на таких инструментах.
Вот и еще одна особенность этого фестиваля — возвращать в народную жизнь забытые народные инструменты... 11.jpg  

Как на именины “Паазер’я”...
Вообще-то нынешний фестиваль был уже 17-м — со времени его основания. 13-м на поставской земле и 9-м в ранге международного. Родился он в Витебске, потом прошел два раза в Могилеве и навсегда поселился в Поставах. Почему? Отвечая на этот вопрос, один из отцов-основателей народного фестиваля, ныне советник белорусского посольства в Польше и неизменный член жюри фестиваля Тадеуш Стружецкий обязательно подчеркивает, что именно на Поставщине для такого фестиваля оказалась наиболее подготовленная почва. Что Поозерье, как никакой другой регион Беларуси, сохранило народно-музыкальные традиции, особенность репертуара и самобытность исполнительской школы игры на народных инструментах. Собственно, это и составляет теоретическую и практическую основу фестиваля.
Вместе с фестивалем росли и многие коллективы, продолжающие вновь и вновь приезжать в начале июня в белорусский городок Поставы, чтобы себя показать и на людей посмотреть. Артистам из фольклорного ансамбля “Паазер’е” ехать никуда не надо, они — местные. Коллективу — 15, и открыли его миру на этом фестивале. Вырос ансамбль из груздовских цимбалистов, собравшихся вместе еще в начале прошлого века в деревне, что в 25 километрах от Постав. Играли тогда целыми семьями. До Москвы и Ташкента добрались с концертами груздовцы. Покоряли Первопрестольную залихватскими польками, вальсами, падеспанями... 60 лет существовал самобытный ансамбль, главные инструменты в котором — диатонические цимбалы, скрипки, гармошка, бубен. Благодаря ему на Поставщине, в единственном месте в Беларуси, и сохранились такие цимбалы. А еще сформировалась груздовская исполнительская школа, сбереглись местные народные мелодии. А когда уже в конце столетия ушли из жизни музыканты-ветераны, традиции этого уникального коллектива продолжили преподаватели Поставской школы искусств.
Именины “Паазер”я”, ставшего уже заслуженным любительским коллективом Республики Беларусь, праздновали на фестивале, как и положено, с песнями и плясками. Мам и пап поздравляли дети, в руках которых так же послушны древние народные инструменты. Не зря же 20 лет работает в местной музыкальной школе класс диатонических цимбал, ведет который Ванда Мацкевич — дочь знаменитого груздовского цимбалиста Ивана Мацкевича.    
“Народная” — почти родная
“Народной газете” сам Бог велел появиться на этом народном фестивале — в самой гуще народного праздника. И хотя мы не пели и не играли, зрителей-тире-читателей у нашего стенда было немало. Говорили, что любят наше издание за простоту и доступность языка, за умение точно выбрать тему, найти болевые точки, за внимание к письмам. А еще отмечали, как похорошела газета в цветном “одеянии”. Геновепа Станиславовна Авсюк поделилась с любимой газетой радостью — правнук родился! Федор Гаврилович Дракун, переехавший в Поставы в 90-х из Брагина, очень благодарен, что в “Экологическом выпуске” много пишут о чернобыльской зоне и ее проблемах. Он — подписчик нашего издания с первого номера. Семья Борко — Елена Ивановна и Анатолий Захарович тоже давние подписчики “Народной газеты”, привели к стенду своих гостей из Чашников. Улыбающиеся, живые, о себе рассказывают охотно и весело: Анатолий служил в Поставах, женился на местной красавице, да и прирос сердцем к здешней земле. Всю эту замечательную компанию и сфотографировали мы на память. И начальник финансового отдела райисполкома Анна Владимировна Ермакова подошла высказать почтение “Народной газете”. Она — наша заядлая кроссвордистка, постоянно получает призы.
В этот день журналистам “НГ” скучать не пришлось. Латыши и россияне, участники фестиваля и туристы — никто не оставил без внимания стенд газеты с таким теплым, как сказала одна наша читательница, названием — “Народная”. Значит — своя, наша! И повторила наш любимый слоган: “Газет много, а “Народная газета” — одна”. А еще мы обсуждали статьи из свежего выпуска приложения к нашему изданию — “Семья”. И выяснили, что молодых мам волнует проблема обуви для малышей, вернее, проблема, связанная с ее отсутствием. Обещаем, что журналисты “НГ” обязательно займутся расследованием на эту тему.
Отныне “Народная газета” прописывается на Международном фестивале народной музыки — приглашение от руководства города в лице председателя райисполкома Эдуарда Петровича Козыро уже последовало.
Жюри — ваш выход!
Неизменный председатель жюри фестиваля народный артист Беларуси профессор Михаил Козинец утверждает, что на этом музыкальном празднике жюри не судит, а участвует во всем действе с горячим сердцем. Хотя соревновательных моментов достаточно. И главный из них — конкурс “Хто каго?..”  А еще есть концерты стародавней музыки, “Поставский бал” под ночным небом, творческие лаборатории...  Главное, отмечает Михаил Козинец, — через песню, танец идет понимание того, откуда мы, кто мы, о чем поем... Поставский фестиваль выполняет очень важную миссию — не дает забыть нам о наших корнях, о том, что питает духовную силу белорусскому народу. “Сегодня традиции предков помогают нам понимать жизнь, идти вперед, строить завтрашний день”, — так сформулировал идеологию фестиваля в своем приветствии министр культуры Беларуси Владимир Матвейчук.
А Владимир Гром и вовсе категоричен: не видать нам победы на Евровидении, утверждает он, пока не обратимся к народным истокам. С чего начинали “Битлз”, спрашивает он и сам же отвечает: с народных баллад. А “Абба”, наши “Песняры”, наконец... В общем, “по Грому” получается, что все начинается с Постав... Он даже Глинку цитирует: самый лучший композитор — народ. 
Салют, фестиваль!
Все начинается с Постав — так могла сказать уже и я после конкурса “Хто каго?..”, проходившего в амфитеатре на крутом берегу Мяделки. Слушали мы его с Аллой Эдмундовной Кейзик — заместителем председателя Поставского райисполкома и заместителем председателя оргкомитета фестиваля. 
Белорусские песни сменяли русские, литовские — украинские, латышские — опять белорусские... Победителей называть не будем — без диплома из Постав не уехал никто. Но то, что Витебщина была вне конкуренции, — очевидно. И высокопрофессиональный народный ансамбль цимбалистов “Гарэзлiвыя перазвоны”, и удалое трио гармонистов “Дабрадзеi”, и разухабистый фольклорный коллектив “Медунiца”, уморительный ансамбль народной песни “Кума” Адаменского сельского Дома культуры Лиозненского района... Словом, Поозерье есть Поозерье — поют и пляшут все!
На этот старейший в Беларуси фестиваль народного искусства едут, чтобы учиться, не только артисты-любители и руководители коллективов. Исследователи и ученые находят в Поставах немало тем для дискуссий и новых работ. Владимира Грома в этот раз впечатлили танцевальный латышский коллектив — костюмами, аккомпанементом, а еще ансамбль из Мурома, в котором звучат владимирские рожки, — такой коллектив впервые на поставском фестивале. И в Витебской области бытовали такие рожки некогда, говорит Гром, но пока исследованием на эту тему никто не занимается.
А с Аллой Эдмундовной мы вновь вспоминаем торжественное открытие фестиваля, фейерверк в полнеба, которому и столичный позавидовать может. И говорим о том, что если настоящая музыка берет свое начало с поставских народных истоков, то самим Поставам и поставчанам фестиваль помогает подняться над обыденностью, сделать жизнь интересной и наполненной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter