Все начинается с любви

Таганка.
Таганка... Когда слышишь это слово, сразу же вспоминаешь известную мелодию. Кажется, в каждом из нас она живет с самого рождения. И вдруг натыкаешься глазами на скромную афишу в вагоне метро: "Театр "Содружество актеров Таганки". В Минске...

С Николаем Николаевичем ГУБЕНКО - актером, режиссером, сценаристом - мы беседуем в номере гостиницы "Октябрьская". А еще он - последний министр культуры СССР, народный артист РСФСР. Сегодня - художественный руководитель театра "Содружество актеров Таганки", где продолжает работать и как актер, и как председатель комитета по культуре и туризму Государственной думы.

В Минск театр привез три постановки: злободневный "Афган", сказку для взрослых "Дурь" по мотивам произведений Н.Некрасова и "ВВС" - спектакль, посвященный 60-летию Владимира Высоцкого, который при желании вы еще успеете увидеть.

- Скажите, приезд вашего театра в Минск - это столь привычная уже антреприза?

- Я вообще не сторонник антрепризы и считаю, что она граничит с пошлой дешевкой, направленной исключительно на обман зрителя и его надежд. Плюс заработки тех, кто ее организовывает. Она не достигла нужного уровня театра, ради чего, собственно, он и был изобретен человечеством. Наш приезд проходит в рамках обменных гастролей по договоренности союзных государств. И через месяц-полтора в Москву приедет Белорусский академический театр имени Якуба Коласа из Витебска.

- Московские театры в Минске - явление частое. А как в Москве с белорусскими постановками?

- Год назад белорусский театр с достаточным успехом работал в Театре Ермоловой. Но это, пожалуй, практически единственный пример, так как после 1991 года культурные связи наших стран были свернуты. И, к несчастью, все необходимые кровотоки, как-то обмен опытом, идеями, мыслями и знаниями, заметно сникли. Однако последние год-два между Россией и Беларусью что-то начало складываться в этом плане. Я имею в виду и совместную постановку картины Пташука "В августе сорок четвертого...", и заказы "Беларусьфильму" и вашему ТВ отдельных работ для России. Но, конечно, хотелось бы, чтобы объем был больше, поскольку сегодня все только на стадии восстановления. Как после войны.

- Что сегодня происходит с московскими театрами? Есть ли что-то поистине выдающееся?

- Ничего выдающегося я не вижу вообще, все идет в пределах прежних разработок, попыток совмещения реализма с авангардом. Если же говорить о выдающемся в отрицательном плане, то им можно считать то огромное количество пошлости, мерзости и дешевизны, которое нынче заполонило театральную Москву. Что же касается настоящего искусства, то это прежде всего работы студии Фоменко, который, кстати, начинал в театре на Таганке. А так... Виктюк работает в своем прежнем плане. МХАТ сейчас в периоде нового становления, совмещения "Табакерки" со старыми традициями. Захаров, найдя себя 15 - 20 лет назад, тоже работает в прежней стилистике. Ему повезло с теми, кто у него работает, - хороший, слаженный ансамбль. Но уровня Брука, Стрейлера или Брехта нет ничего.

- А как работаете вы, на что делаете ставку?

- В первую очередь на содержание. В основном мы работаем с классикой: в нашем репертуаре Чехов, Салтыков-Щедрин, Андерсен, Гоголь, компиляция на тему Некрасова. Трудно ее, конечно, назвать некрасовской. Это, скорее, режиссерский эксперимент. Плюс попытка освоить текущий момент посредством того же "Афгана", который перекликается с Чечней, того же "Высоцкого", который через ретроспективу дает оценку нынешнего времени. Еще мы ставим новую пьесу "Очень простая история", где действующие лица в основном животные. Пытаемся найти, что у нас еще осталось человеческого.

- Какие чувства вы испытываете, находясь в Минске? И чем отличается гастрольный ритм от вашего привычного образа жизни?

- В 8.30 я прихожу на работу в Думу, потом в два часа еду на репетицию в театр, потом опять в Думу, потом, если в театре есть спектакль, играю или смотрю, потом домой. Вот моя жизнь в Москве. А в Минске мне очень приятно бродить по улицам, наблюдать чистоту и ухоженность ваших парков, улиц, видеть открытость лиц, доброжелательность людей, куда ни зайдешь - попить кофе, пообедать или просто пообщаться. Люди другие. Вы как-то сумели в себе сохранить то, чего в Москве и Питере уже давно нет, потому что это центры сгустков противостояния, где все мерзкое в человеке выпирает наружу. А здесь, в Минске, реализуется некая ностальгия по спокойствию и доброжелательности.

- Вам не тяжело совмещать работу в театре и Думе?

- Дело в том, что я всю жизнь совмещал по меньшей мере две работы. Конечно, сейчас тяжело, сказывается возраст, хотелось бы что-то предпочесть, от чего-то отказаться. Но от профессии отказаться нелегко - как только ты ее бросишь, значит, кончилась жизнь.

- Создается Союзное государство России и Беларуси. Вы поддерживаете эту идею?

- Абсолютно. И не потому, что я тоталитарен или - есть такое слово ругательное - интернационалист. Дело в том, что я воспитан среди таких понятий, как "братство", "дружба", "товарищество", как бы пафосно они ни звучали. Ведь все произошло от любви, а эти понятия свойственны этому главному слову. Лучше любить, чем ненавидеть друг друга, лучше прощать, чем быть злопамятным. Зачем определять человека по национальному признаку? Это по меньшей мере глупо. Ну согласитесь: вы - молодой человек, я - пожилой, вы - белорус, я - по паспорту украинец, по гражданству русский. Зачем нам враждовать? Вообще, Гоголь говорил: "В какой степени можно расчленить в себе меру русского, меру белорусского и меру украинского? Нельзя же, чтобы жили только одни руки, только одна голова или одни ноги". Ведь все это единое целое - наша культура, наши традиции, религия, общая история, жертвы, надежды.

- Что бы вы хотели пожелать читателям?

- Думать и принимать решения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter