Все начинается с доверия

В день, когда прошло ровно три года с момента заключения минских соглашений, появился новый план по Донбассу. ООН должна рассмотреть применение контингента в 20 тысяч военнослужащих из стран, которые не являются членами НАТО, и 4 тысяч полицейских для того, чтобы помочь урегулировать кризис в Украине. Это случится после того, как доклад об отправке в Донбасс миротворческой миссии ООН, составленный бывшим генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном, обсудят на конференции по безопасности в Мюнхене. И так же, как в согласованном на саммите в Минске руководителями Германии, Франции, Украины, России и подписанном контактной группой документе, в этом плане нашей стране отводится одно из ключевых мест.

«Эта деятельность потребует привлечения ряда европейских стран, таких как Швеция, стран, которые имеют опыт миротворческих операций, таких как Бразилия, и стран, которым доверяет Россия, таких как Беларусь», — заявил Ричард Гован, соавтор отчета и эксперт по ООН Колумбийского университета.

Присутствие Беларуси в ряду государств с общепризнанной репутацией стран–миротворцев само по себе дорогого стоит, но об этом чуть позже. Главное же заключается в том, насколько реалистичен новый план по Донбассу, и почему он появился здесь и сейчас. Это в унисон общественному мнению, прежде всего европейскому, которое желает услышать, чего же добились их лидеры, гарантировавшие выполнение «Минска–2»? Или «дань» Мюнхенской конференции по безопасности, разговор на которой без упоминания Донбасса был бы бессмысленным?

Наверное, и то и другое. Достаточно посмотреть сегодняшние европейские СМИ, чтобы убедиться: медийный спрос на тему продолжения «Минска–2» высок. Но главное в переменах, которые прошли за эти три года трудного, но безальтернативного пути к миру.

Европа устала от конфронтации. Об этом свидетельствуют все последние европейские выборы, на которых побеждают политические силы, отрицающие конфронтационную, санкционную политику. То, что ранее из некоторых столиц доносилось украдкой — «на востоке Украины стоит помириться», — теперь звучит, например, из уст лидеров Вышеградской группы, прямым текстом. Собственно, эти призывы коррелируют и с желанием Германии экономического сотрудничества с Россией, которое затруднено из–за санкций.

Западным лидерам надо было выждать момент для корректировки позиции, и он настал. Прошло три года после заключения минских соглашений, и хотя дорожную карту полностью никто не выполняет, они привели к затишью. За эти три года не было крупных кровопролитий, в том числе и благодаря постоянным встречам контактной группы в Минске. Это то, что европейские лидеры преподносят своим избирателям и в качестве собственной результативности, мол, не зря принуждали к миру... Теперь настал удобный момент, чтобы если не завершить конфликт, то договариваться, как его можно завершать.

Кстати, многие кивают на последние шаги Украины, дескать, принятый там так называемый закон о реинтеграции препятствует договороспособности. Ничего подобного. Во–первых, президент Порошенко еще не поставил свою подпись под этим документом. И не только потому, что это может сорвать встречу в «нормандском формате» в Мюнхене. На позицию Украины надо смотреть шире. Многие рассматривают ее как объект конфликта. Но Украина является и субъектом, у которого есть свои мотивы, логика и желания. Вряд ли Киев не понимает, что Европа хочет мира, но он стремится донести до ЕС, чтобы и его мотивы и желания были учтены. Он торгуется, в хорошем смысле слова, чтобы получить собственные преференции, не связанные напрямую с конфликтом. Тут и кредиты, и «безвиз», и экономическая помощь, и многое другое. Это и подталкивает украинских политиков к тому, чтобы обсуждать сегодня предложения Европы.

План Расмуссена и является сегодня таким объединенным предложением. Причем в нем много символизма. Расмуссен — бывший генсек НАТО, предложивший миротворчество под эгидой ООН. Читай — военизированные силы не будут вступать в конфликт.

Так же символичны и названные в его плане страны, которые предполагается привлечь к посредничеству. Объективно Беларусь представлена в особой лиге... Бразилия — член БРИКС, на мировой сцене ее вес достаточно велик, именно представитель этой страны всегда открывает сессии Генассамблеи ООН. У Швеции репутация страны–пацифиста и нейтрала, она не участвовала во Второй мировой войне и вообще известна в истории своей нейтральностью. То, что в этом плане названа Беларусь, свидетельствует о его реалистичности. Ведь, как сказано в докладе, это одна из тех стран, которые пользуются доверием. Расмуссен в первую очередь относит это к России, которая может рассчитывать на взвешенную позицию Минска. Но в целом наша страна позиционирует себя как честный партнер для всех и готова подставить плечо в трудную минуту.

А в том, что, если потребуется, будет именно так, нет никаких сомнений. Президент Беларуси не раз заявлял, что наша страна готова сделать все возможное для достижения мира и спокойствия на континенте. Эта принципиальная позиция Минска остается неизменной.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter