Все на войну с борщевиком

Более пяти лет назад в стране объявили войну борщевику Сосновского. Белые зонтики–гиганты, прозванные в народе...

Более пяти лет назад в стране объявили войну борщевику Сосновского. Белые зонтики–гиганты, прозванные в народе «месть Сталина» и «гераклова трава», официально попали в разряд особо опасных растений–агрессоров. Косы, лопаты, техника — все пошло в ход против борщевика, угрожающего местным экосистемам и человеку. Близка ли победа?


Привет из прошлого


Советский исследователь кавказской флоры Сосновский и сегодня на устах, но в основном благодаря виду борщевика, который он искусственно вывел в качестве кормовой культуры. То было указание генсека Сталина — быстро и дешево накормить скот. Ведущие научные учреждения СССР взялись его выполнять. Борщевик Сосновского, казалось тогда, поднимет и надои молока. Благо минимум ухода за растением и максимум зеленой массы в результате — вымахивает в высоту до 3 — 4 метров. Борщевик пошел по полям и весям...


А через годы выяснилось: «гераклова трава» для корма не годится, зато таит в себе массу неприятностей. Расшатывает естественные экосистемы, вытесняя доморощенные культуры. Вредит человеку, вызывая сильнейшие ожоги. Бороться с борщевиком оказалось задачкой не из простых. Одно растение образует до 20 — 30 тысяч семян, которые легко занимают все новые территории. Серьезный шаг в борьбе с агрессивной культурой Беларусь предприняла в 2008 году, когда Правительство одобрило «План действий по предотвращению и минимизации ущерба от распространения вредоносного чужеродного вида — борщевика Сосновского». С тех пор работа по уничтожению зонтиков ведется постоянно и повсеместно. Начиная с этого года, она включена в региональные мероприятия по наведению порядка на земле.


Сегодня, к примеру, в Гомельской области насчитывается 178 участков борщевика Сосновского. Больше всего таких мест в Гомельском районе, где в свое время активно занимались выращиванием этого вида на корм скоту. В Урицком сельском Совете, например, борщевик Сосновского прижился на... кладбище поселка Красный Маяк. Председатель местного сельисполкома Любовь Боровкова этому обстоятельству сдержанно радуется:


— Большая удача, что только здесь. Ведь в 90–х у нас сразу два поля местного сельхозпредприятия были засеяны борщевиком под корма. Но коровы не стали его есть. Да и молоко на выходе получалось горьким. В итоге хозяйство благодаря методичной перепашке и массированной химобработке избавилось от борщевика. Остался лишь небольшой участок на кладбище.


Начинай сначала


На прошлой неделе бензокосилка Урицкого сельисполкома работала на этом участке. Пятый раз за нынешний сезон. По словам руководителя, как в мае начали, так и регулярно наведываются, едва борщевик поднимает голову. Противостоять ему придется до ноября. И в таком режиме вот уже несколько лет подряд.


Под моими ногами лежат пласты скошенного чужеродца. Средь вялых листьев пробиваются... новые побеги. Председатель вздыхает:


— Скоро опять косить.


Как на этом «квадрате» избавиться от растения раз и навсегда, в деревне не знают. Технику не пустишь, «химией» не забросаешь. Все–таки кладбище. Местные рассказывают, что пару лет назад был у них молодой специалист–аграрий. Экспериментировал на эту тему. Перепробовав все, дошел даже до экстремального способа, который вычитал в одном из журналов, — обработка соцветий соляркой, смешанной с солью. Увы... Перед борщевиком «журнальная» смесь оказалась бессильна.


Теперь наконец понимаю глубину сдержанной радости руководителя сельисполкома. Малый участок — и расходов мизер. А если добрый кусок, как в других Советах... В нынешнем году целевые средства на борьбу с борщевиком не выделялись. Каждый землепользователь, которому «повезло» на такие посевы, выкручивается сам. Несколько раз в году.


Все способы хороши


Противостояние, однако, напоминает войну с ветряной мельницей. Ведь год от года цифра пораженных участков мало меняется. Но это на первый взгляд, уточняют в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды.


Если бы не применялись комплексные меры борьбы, а это регулярное скашивание, перепашка с посевом трав, обработка гербицидами, то масштабы экспансии борщевика были бы куда серьезнее. Сегодня каждый такой участок взят экологами на карандаш и включен в областную базу данных. Инспекции отслеживают, как ведется борьба в регионе и не появляются ли новые места произрастания опасной культуры. В этом году из крупных участков выявлен один — на Лоевщине.


Впрочем, есть и первые победы. Некоторым землепользователям удалось–таки полностью избавиться от растения–агрессора. Сейчас на счету области 11 уничтоженных до основания участков борщевика. И это — возможно, заверяют экологи, если предельно точно выдерживать рекомендации ученых.


А вот что до ощутимой эффективности методов борьбы, которыми сегодня пользуются в районах, то практика показывает: простейшие способы не дают быстрого результата, отчасти напоминая сизифов труд. Специалисты близки к тому, что в этом деле без «химии» не обойтись. Сейчас ряд зарубежных препаратов проходит сертификацию в Беларуси. И на Гомельщине уже связывают с ними планы. В будущем году намерены закупить гербициды для всех пораженных участков, чтобы максимально результативно ударить по борщевику.


Кстати


В начале 2012 года в Беларуси насчитывалось около 2,8 тысячи мест произрастания борщевика на площади 2,3 тысячи гектаров. Наиболее распространено растение в Логойском, Дзержинском, Минском, Волковысском, Новогрудском, Могилевском и Гомельском районах.


Вопрос ребром


— Есть ли по–настоящему действенные способы борьбы с борщевиком?


Николай Ламан, заведующий лабораторией Института экспериментальной ботаники им. В.Ф.Купревича НАН Беларуси:


— Сложность заключается в том, что за прежние годы в почве образовался банк семян, а они, как известно, остаются в силе до 10 — 13 лет. Сейчас мы, например, столкнулись с проблемой по Минску. На новых строительных площадках снимают плодородный слой почвы, а после вывозят ее для обустройства городских газонов. Так мы получили распространение борщевика в столице... Поэтому важно постоянно вести эту работу, воспринимая даже единичное растение как ЧП. А результат возможен лишь при комплексном подходе. Главное — делать все точно и грамотно. Первое и основное правило — вовремя удалить цветоносы, чтобы не допустить выброса семян. Современные гербициды не везде можно использовать. К примеру, в населенных пунктах, водоохранных зонах они исключены.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter