Все на продажу?

Официальная информация все чаще становится предметом торговли
Официальная информация все чаще становится предметом торговли

Знаю, уважаемые читатели, с каким нетерпением вы ждете очередного номера «СБ», насыщенного свежей и нескучной информацией. Вполне законное желание: мы, журналисты, обязаны ее вам предоставить. Вот только, вероятно, не всем известно, с какими препонами сталкиваются журналисты в поисках горячих новостей, точных цифр и оперативных комментариев. Дошло до того, что информацию журналистам предлагают... покупать. После очередного чиновничьего заявления «Эти сведения платные!» возникло непреодолимое желание разобраться: а на каком, собственно говоря, основании?

Для тех, кто не в курсе, в Законе «О печати и других средствах массовой информации» четко прописано: граждане имеют право беспрепятственно получать информацию с помощью печати и других СМИ. То есть «государство рассматривает систему СМИ как основу реализации конституционного права граждан на свободу слова и информации». О превращении сведений, необходимых журналистам для работы, в предмет коммерции — ни слова. Однако в ряде министерств и ведомств придерживаются иного мнения.

Свежий пример. Звоню в Минское городское управление статистики, интересуюсь одной–единственной цифрой. И что же слышу в ответ от начальника отдела социальной статистики и населения Татьяны Бабук? Сперва гарантийное письмо об оплате услуги — потом данные. Дескать, «особое указание» имеется только насчет городской газеты. Расположение чиновников к газете, учредителем которой является Мингорисполком, понять, конечно, можно. Но как быть с правом «беспрепятственно искать, получать, использовать и распространять информацию», гарантированным законом всем без исключения? К тому же, смею заметить, «СБ» служит интересам сотен тысяч белорусских читателей. Разве это не аргумент для тех, кто изобрел упомянутое указание?

Факт существования «льготного списка» начальник управления статистики Валентина Липневич категорически отрицала. Тем не менее право органов государственной статистики взимать дань за информацию, «требующую дополнительной разработки», подтвердила. «Почему вы не хотите платить? — искренне удивилась моему вопросу Валентина Николаевна. — Статистические материалы, которые мы включаем в наши сборники, всем государственным газетам предоставляются бесплатно. Остальные сведения вы должны оплачивать. Это же наши дополнительные трудозатраты». Любопытное обоснование: по–моему, все «трудозатраты» включаются в зарплату. При этом начальник управления почему–то сослалась на Указ Президента N 483 от 9 сентября 2002 года «О некоторых мерах по дополнительному финансированию органов государственной статистики в 2002 году», действие которого в том же году и закончилось.

Впрочем, в ссылках запутаться немудрено. Заместитель начальника финансово–экономического управления Министерства статистики и анализа Валентина Лещева перечислила мне еще три правовых документа, на основании которых продаются статданные, — два закона и одно положение. Один из законов — Закон «О государственной статистике», где действительно оговаривается право статистических работников «распространять на платной основе... статистические данные (информацию), оказывать иные информационные услуги...». Однако перечень «покупателей» к этому документу не прилагается. Следовательно, кому продавать «дефицитную» информацию, а кому предоставить ее бесплатно, Минстат решает самостоятельно. По словам Валентины Лещевой, в этой практике могут быть исключения: «Пришлите запрос, руководство его рассмотрит». Спасибо, конечно, за «любезное» предложение. Но что же это получается? На любой, самый мелкий, вопрос требуется запрос (процедура оформления этой бумаги, поверьте, весьма хлопотная). Воспользуйся корреспонденты и обозреватели этой рекомендацией, весь их рабочий день ушел бы на бумаготворчество. А когда заниматься журналистикой? Между тем по закону о печати редакция может запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций как письменно, так и устно. И уж конечно — бесплатно. Пока мы пишем многочисленные обращения и отношения, повод, явившийся отправной точкой журналистского расследования, становится историей. Кому нужны прокисшие новости? И кто наконец объяснит: почему один закон противоречит другому, а то и вовсе перечеркивается многочисленными подзаконными актами? Выходит, если мода на продажу информации, из которой делается газета, не пройдет, читательские потребности будут удовлетворяться не в полной мере, как того требует закон о печати, а прямо пропорционально платежеспособности издания. Не хочу сгущать краски, но в этом случае многие рискуют вовсе не дождаться любимого чтива.

Случай с цифрой, увы, не единственный. Недавно моя коллега попросила одно министерство предоставить данные о некоторых из его лицензиатов. Журналистке ответили шаблонно: «Сведения платные». В данном случае чиновники сослались на постановление Совета Министров от 10 октября 2003 года N 1308 «Об утверждении положения о порядке предоставления информации, содержащейся в реестре специальных разрешений (лицензий)». Чудеса! А как же закон о СМИ?

Но если уж кому–то не терпится поспорить о том, какой закон законнее, процитирую Уголовный кодекс: «Воспрепятствование В КАКОЙ БЫ ТО НИ БЫЛО ФОРМЕ законной профессиональной деятельности журналиста... совершенное с ущемлением прав и законных интересов журналиста, — наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок». Но это — крайность. Давайте лучше, господа чиновники, уважать друг друга.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter