Кино про Штирлица как фактор воспитания

Все мы немножко Штирлицы…

Замечали ли вы, что чем старше человек становится, тем стремительнее проносятся мимо дни, все норовя побольнее уколоть или поласковее погладить? Время бежит, и вместе с тем остановки все короче и ярче – каждое важное мгновение переживается острее и глубже и западает в душу, не желая забыться. И высокомерие по отношению к секундам проходит с каждым прожитым днем…

Я почти не смотрю кино и детям редко показываю, потому как считаю его мощным конкурентом в борьбе за детское воспитание. В кино используются готовые, тщательно продуманные и подготовленные для определенного эмоционального воздействия картинки, считай, готовые мысли и образы, которые мы заглатываем, почти не пережевывая, а потом удивленно мучаемся от душевного несварения. В детском возрасте влияние их огромно, поэтому фильмы, которые мы показываем нашей ораве, проходят тщательный отбор. А летом в деревне мы их вообще не смотрим, так как жизнь здесь полна и удивительна и собственная фантазия расцветает буйным цветом без всяких экранных стимуляторов. То заблудившуюся летучую мышь нужно вернуть домой, то убежавшую индоутку подкараулить из засады, то обогнать на велосипеде встретившуюся на лесной дороге косулю. В общем, дел хватает и без всякого кино.

Но воспитание детей – это вечные попытки прыгнуть выше потолка, и иногда я от обилия свободного времени нет-нет да и посмотрю какой-нибудь проверенный временем и мужниной профессиональной цензурой фильм. Последним стал советский телесериал «Семнадцать мгновений весны», который этим летом я посмотрела впервые, хотя знала, что его популярность была так огромна, что режиссера заваливали мешками писем, а образ Штирлица навсегда остался в народном творчестве.

Сериалы всегда затягивают зрителей, являясь отдыхом для мозга: в каждой серии ты встречаешься с уже знакомыми персонажами, их отношениями и возможными вариантами развития событий – не надо заново скрипеть мозгами, выстраивая в голове систему сюжета. Сериал о Штирлице – не исключение, но, на мой взгляд, народная любовь в данном случае имеет другие корни. Во-первых, отлично продуманный сюжет с глубоко прописанными образами, где есть место сердечности и страданию, риску и самопожертвованию, счастливой случайности и роковой ошибке. Многие сцены, например сцена безмолвной встречи Штирлица с женой или когда он предается тоске по родине под печальные крики журавлей, остались в сердцах зрителей навсегда. Кстати, интересно, что фильм заканчивается и начинается в лесу – Штирлиц как будто ищет там приюта, успокоения, черпает силы для продолжения своей сложной игры. Во-вторых, великолепный актерский состав прекрасно справился со своей задачей. Знаю, что создатели фильма получили письмо от немецких родственников Шелленберга, которые восторгались тем, что «дядя Вальтер на экране как живой»… В-третьих, тема Победы, раскрытая с такой необычной стороны – как наши обыгрывали ненаших в недрах гудящего улья гитлеровских бонз, – вызывает щекотное чувство гордости за свою родину и ее сильных детей.

И последний фактор успеха, но самый важный, на мой взгляд, это образ главного героя – полковника Исаева-Штирлица. Есть актеры, которые играют других, причем любых других, не имея себя, а есть те, которые играют только тех, к кому стремятся приблизиться. Вячеслав Тихонов, народный артист СССР, из вторых. В эпоху развала Союза он отказывался от многих непотребных, на его взгляд, ролей, а последние годы жизни провел на даче, рядом с природой, отшельником, думая, возможно, о том, о чем думал главный герой его киножизни.

А каков он, этот герой? Он бесстрашен, собран, выдержан, вежлив и остроумен. Внутри идет постоянная напряженная мысль, как успешно выполнить свой долг разведчика, вечный расчет, который тем не менее не иссушил его сердца. Он, рискуя всем, спасает радистку Кэт и переживает смерть преданного Плейшнера. В этой длинной запутанной игре с профессионалами интриг и хитростей Мюллером и Шелленбергом он всегда их переигрывает, всегда на шаг впереди. Почему? Мне кажется, он легко предугадывает их действия, зная, что ими движут человеческие пороки: тщеславие, жажда власти и денег. И они, думая, что Штирлиц такой же, как они, не могут раскрыть его истинных побуждений и целей. Не могут представить, что долг перед родиной для него важнее любых удобств, изысканных коньяков и золота партии. В итоге у них когнитивный диссонанс, а у нас – Победа, и мы, конечно, за ценой не постоим.

Особенно меня вдохновила концовка… Связник передает Исаеву, что ему присвоено звание Героя СССР и Центр не настаивает на его возвращении в Германию. Задание выполнено, дома ждет любимая жена, грибные дожди и спелые вишни в саду над рекой. Но война еще не закончена, и его место там, где он может быть полезен своей стране, а личное счастье подождет. Причем этот сложный выбор сделан без надрыва и страданий в духе «ах, какой я несчастный», просто с осознанием того, что именно так и должно быть… Настоящий мужской выбор, который только на первый взгляд кажется сложным… Без сомнения, Штирлиц – очень мощный мужской образ, которых в нынешнем кино днем с огнем не сыщешь. С него хочется брать пример, высунув голову из вороха бесчисленных дел и вещей и задав себе побледневший вопрос «а зачем?»…

И мне очень хочется верить, перефразируя моего любимого поэта Маяковского, что «деточка, все мы немножко Штирлицы, каждый из нас по-своему Штирлиц». Каждый на своем месте: воспитывая подрастающих детей, собирая хлеб на полях, управляя троллейбусом или целой страной. Шагаем, преодолевая время и пространство, ожидая своего, самого важного мгновения…

Придет оно, большое, как глоток,
Глоток воды во время зноя летнего...
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter