Премьера «Уваскрэсенне Лазара» прошла в Гомельском драматическом театре

Все мы не красавцы

Гомельский областной драматический театр недавно показал премьеру психологической драмы с изящным детективным налетом в стиле английской классики, получилась такая штучка а–ля «Опасный поворот» Джона Пристли — «Уваскрэсенне Лазара». Маячат перед глазами и другие великие работы, действие которых происходит в замкнутом помещении, в реальном времени, здесь и сейчас. Вспомнились «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета и вольный ремейк с поправкой на российские осины «12» Никиты Михалкова, и «Гараж» Эльдара Рязанова, и вторая серия детектива Леонида Пчелкина «Кража» по одноименной пьесе Джека Лондона, где герой Иннокентия Смоктуновского обыскивал собственную дочь в исполнении Анастасии Вертинской в присутствии посторонних.

Фото предоставлено Гомельским областным драматическим театром
Но давненько не накрывало меня волной такого трепетного дзена, как на премьере в Гомеле. Поневоле заговорит в тебе на таком спектакле голос крови: и дедушка — скромный виленский ювелир, и бабушка–гимназистка в белом жабо, и скромные улочки Двинска, и сосед, художник Марк Ротко. И другой дедушка тоже в тебе заговорит на гомельской премьере: в кожанке, при кобуре, с мандатом. «Невысокий старый человек», как у Николая Гумилева в стихотворении «Рабочий».

«Уваскрэсенне Лазара» — от и до наш «фирменный продукт». Образцовый пример театрального импортозамещения: и автор пьесы, и режиссер, и художник, и, естественно, актеры — все наше, свое. Автор пьесы драматург Глеб Гончаров (для которого эта премьера — дебют в театре), вдохновившись конкретными историческими фактами, написал собственную фантазию из жизни белорусской шляхты XIX века. Отправной точкой стал исторический факт: в 1883 году император Александр III издал указ об амнистии участников январского восстания 1863 — 1864 гг. на землях бывшей Речи Посполитой, отошедших к Российской империи. Участники тех драматических событий встречаются на праздничном ужине после долгого перерыва. Как в любой хорошей драматургии, праздничное застолье превращается в допрос с пристрастием. И кусок уже не лезет в горло. Кто же предал их предводителя? Какие цели они, собственно, преследовали? Такие ли уж розовые зайчики сами? Чего добивались? Так ли безупречны идеалы или скрывались за ними меркантильные цели? Признания следуют одно за другим, ошеломляя зрителя, ввергая его в замешательство.

Для режиссера спектакля Валерия Анисенко это уже вторая работа с гомельским коллективом. До этого он выпускал здесь мелодраму «Деревья умирают стоя» по пьесе Алехандро Касоны. Но если в предыдущей работе режиссера занимали вопросы взаимоотношений человека с его близкими, его обязательства и моральные долги перед семьей, нынешний спектакль берет шире. Он полностью посвящен непростому взаимоотношению человека с его совестью. И если угодно, обществом. Художник Андрей Жигур снова удивил лаконичной, но предельно символической сценографией. Жигур — мастер минимализма, за которым внимательный зритель всегда увидит штрих–код эпохи и его болевые точки.

«Уваскрэсенне Лазара» — большой ансамблевый спектакль и вовсе не занудная воскресная проповедь. Он не распадается на отдельные соло, а превращается в подлинную театральную симфонию. Бей в барабаны, труби в трубы! Артисты Сергей Лагутенко, Светлана Ефимова, Юрий Фейгин, Павел Кордик и другие мастера играют точно, демонстрируя друг перед другом высокий актерский класс. Чувствуется, как самим актерам нравится материал и режиссерское решение.

Важно, чтобы эту гомельскую премьеру увидел искушенный столичный зритель, заметили эксперты Национальной театральной премии и отборщики белорусской программы фестиваля «ТЕАРТ». В сущности, гомельская премьера — это разговор о национальном характере и нашем менталитете, столь редкий сегодня. Резкий, критичный, отнюдь не комплиментарный. Пожалуйте на кушетку!

Раскольников в грехах своих пришел сознаваться Соне Мармеладовой. И Соня ответила ему: «Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны...» Валерий Анисенко призывает зрителя не к показному покаянию, а к внутренней переоценке.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter