Все мы — братья и сестры...

Прошла международная конференция «Диалог христианства и ислама в условиях глобализации»
«Диалог — это выражение личного и общественного достоинства», — сказал в своем выступлении на открытии международной конференции «Диалог христианства и ислама в условиях глобализации» архиепископ–митрополит Белграда Станислав Хочевар. И подчеркнул: при этом принципиально важна глубина этого диалога.

Белорусская православная церковь и в первую очередь ее глава, митрополит Минский и Слуцкий Филарет, имеют немалый опыт межрелигиозных контактов. Прошедшая конференция тоже организована БПЦ. Современному обществу необходим навык добрососедства с инаковерующими, всем следует учиться веротерпимости — убежден Владыка. Причем речь должна вестись не только о диалоге в социально–практической плоскости, но и в богословской сфере. Вот где сокрыта настоящая глубина. Безусловно, иудеи, христиане, мусульмане видят по–своему то, что определяет им в этом мире Бог. В то же время все конфессии призывают партнеров отказаться от прозелитизма. Именно на этой почве происходят многие недопонимания, оборачивающиеся взаимными упреками и обвинениями.

У Белорусской православной церкви сложились хорошие, добрососедские отношения с представителями всех традиционных для Беларуси религий, в том числе с муфтиятом. Но и наша страна только в начале этого непростого пути. Подняться над своими предрассудками и нетерпимостью очень трудно для всех. И все же уже сегодня белорусскому обществу есть что записать в актив межнациональных и межрелигиозных взаимоотношений. «Для нас ценен опыт Беларуси», — отметил шейх–уль–ислам Аллахшукюр Пашазаде, председатель Управления мусульман Кавказа, сопредседатель межрелигиозного совета СНГ.

Показательно, что многие выступавшие с трибуны конференции обращались друг к другу со словами: «Братья и сестры». Может, пока еще в таком обращении больше желаемого, чем действительного. Но что только такой путь, путь доверия и открытости, — единственно возможный для выживания человечества как такового, бесспорно для всех. Хотя все–таки не для всех. Давно не секрет, что веру умело используют для достижения совсем не духовных целей. Очистить межрелигиозные взаимоотношения от политического меркантилизма, породившего сегодня такое страшное и уродливое явление, как терроризм, — первый и принципиальный шаг подобных встреч. «Важно и полезно вместе собраться и порассуждать», — убежден епископ Антоний Демьянко, апостольский Администратор Минско–Могилевской архидиоцезии Римско–католической церкви.

Абу–Бекир Шабанович, муфтий Мусульманского религиозного объединения Республики Беларусь, привел яркий и характерный пример из собственной жизни: «Еще на первом году жизни меня, ребенка, спас врач–иудей. Потом моя мать в годы фашистской оккупации помогла спастись из гетто четырем евреям. А еще, помню, случился огромный пожар в нашем маленьком поселке, где жило много татар. Наутро на пепелище среди первых пришли на помощь погорельцам и местный ксендз, и православный батюшка со своими прихожанами». Вот такой белорусский кодекс чести. Простой и невероятно сложный — судя по тому, что далеко не всем удается ему успешно следовать, — одновременно.

Беларусь — современное светское европейское государство. Но именно это и предполагает уважительное отношение общества к свободе вероисповеданий. Верить или не верить в Бога — личное дело каждого. Главное, не терять при этом совести и чести — ни человеческой, ни религиозной.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter