Всe могут короли

Жил да был король Эрик XIV.
Жил да был король Эрик XIV. Правил он, как мог, страной Швецией и ее людьми. Но песня, естественно, не о нем... Большинство сказок про Золушку заканчивается пышной свадьбой. А вот что было дальше - не знает никто. Шведский драматург Август Стриндберг не написал бы исторической драмы "Эрик XIV", если бы король и простолюдинка жили после свадьбы долго и счастливо. Валерий Раевский не поставил бы об этом мощного спектакля. А зрители не атаковали бы Купаловский в надежде увидеть едва ли не самое масштабное сценическое действо за всю историю белорусского театра.

Спектакль неспроста "строился" несколько лет. Поначалу идея режиссера Валерия Раевского и художника Бориса Герлована разлить на сцене "Балтийское море" казалась неосуществимой. Говорят, не все грандиозные задумки удалось-таки осуществить. Но, глядя из зрительного зала, как на подмостках бушует водная стихия, кажется, что и это уже предел театральных возможностей. Колоссально! Хотя, быть может, это не совсем верное слово, но оно первое приходит на ум. Шторм, штиль, дождь - с такими партнерами живым актерам приходится нелегко. Однако Раевский и не пытается изменить привычные интонации актеров. Он делает ставку на точность построения мизансцен, убедительность ритмов, смены настроений и атмосферы. Расставляет знаки препинания музыкальными фразами композитора Виктора Копытько. Остальное уже полностью зависит от актерских талантов, которыми купаловцы в "Эрике" просто блистают.

В спектакле занята чуть ли не вся труппа. Пьеса чрезвычайно "мясистая". Дает пищу для напряженной внутренней работы даже в эпизодических ролях. В первой июньской премьере артисты еще ходили по воде несмело. Еще только привыкали жить в исторической эпохе. Но, мне кажется, настоящие чувства обязательно вызреют и прорвутся к зрителю. И это будет девятый вал.

Эрика XIV, короля и человека с большим внутренним конфликтом, конечно же, играет Олег Гарбуз. А кто еще, если не он? Монаршие страсти - конек Гарбуза. В 25 лет он переиграл Шекспира - Гамлета, Макбета и Ричарда III. Ему не внове переживать трагическое противоречие личных желаний короля с историческими обязанностями. Сейчас актеру 33. Особенности возраста добавляют Эрику XIV в его исполнении щемящую ноту. Король слаб и напуган. В его сердце живет невозможная любовь. Сквозь грим эпохи отчетливо проступает "человеческое лицо" самого артиста. Натуры крайне сложной и ранимой. И вместе с тем Эрик красив и величав. В зрителя вместе с брызгами бутафорской Балтики летят настоящие страсти. Следить за судьбой шведского монарха то больно, то смешно, то страшно. После спектакля еще долго перед глазами остается морская синева. И не хочется отпускать изнутри эту Швецию... А, напротив, погрузиться в самую толщу воды и плыть за Стриндбергом.

На снимке: Олег Гарбуз в роли Эрика XIV и заслуженный артист Николай Кириченко в роли Йорана.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter