Все люди — братья. Карамазовы

Буквально на днях в Москве завершились съемки телефильма «Бесы», в Питере экранизируют «Преступление и наказание», а в Минске только что отсняли самые жуткие и волнующие сцены «Братьев Карамазовых»...
Буквально на днях в Москве завершились съемки телефильма «Бесы», в Питере экранизируют «Преступление и наказание», а в Минске только что отсняли самые жуткие и волнующие сцены «Братьев Карамазовых».

Невольно вспоминаю свои студенческие годы... Накануне экзамена по русской литературе прошел слух, будто настольное произведение нашего милейшего экзаменатора Ивана Петровича — «Братья Карамазовы» Достоевского. Стоит ли говорить, что к «судному дню» пресловутый роман залпом прочитал весь курс. А дальше начался театр абсурда: практически во всех экзаменационных билетах «обнаружились» те или иные параллели с «Братьями Карамазовыми» (кто ищет, тот всегда найдет!). В результате через час с небольшим наш преподаватель с надрывом возопил: «Ну что вам всем дались эти «Братья Карамазовы»!» — и объявил 5–часовой перерыв... Я это к чему — сможет ли зритель, в большинстве своем относящийся к Достоевскому куда с меньшим пиететом, чем Иван Петрович, переварить тот объем «достоевщины», которая вот–вот выплеснется на наши экраны? И это при том, что воплотить на экране «Бесов» «Мосфильм» доверил немецкому режиссеру Феликсу Шультесу, перевести на киноязык судьбу Родиона Раскольникова взялся Дмитрий Светозаров, постановщик популярных сериалов «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «По имени Барон» и других. «Карамазовых» снимает Юрий Мороз, режиссер «Каменской» и недавно прошедшего в минских кинотеатрах фильма о жрицах любви «Точка»... Право, трудно удержаться от комментариев.

Сцену самоубийства незаконного брата Карамазовых Мороз снимал возле деревни Озерцо, окрестности которой хорошо изучил во время прежних визитов сюда вместе с творческой группой своего последнего сериала «Дети Ванюхина». Здесь, в одном из домов музея народной архитектуры и быта «Строчицы», нераскаявшийся Смердяков повесится после убийства отца Федора Карамазова. Погода в съемочный день выдалась как на заказ — промозглая, гадкая, мокрый снег только усугубил гнусность момента... Кстати, в павильонах «Мосфильма» рядом с домом Карамазовых возвели бутафорскую хатку Смердякова — точную копию той, что в Строчицах. Но интерьеры режиссер предпочел не бутафорские — настоящие.

Видимо, не нашлось в Москве и подходящих «испанских» интерьеров для экранизации притчи о Великом инквизиторе — часть сцен снимали в минском Красном костеле. По ночам.

— Значит, вы решили не ограничиваться пересказом притчи из уст Ивана? И кого утвердили на роль Христа? — интересуюсь у режиссера, пользуясь небольшим перерывом между съемками.

— Молодого актера, имя которого вам мало что скажет. И черт у меня — молодой актер. Пытаюсь найти адекватное визуальное выражение... Для меня «Братья Карамазовы» — это роман о великом искушении. У Христа, у Ивана, Алеши, Мити, Смердякова — у каждого были свои искушения, но Христос остался Христом, а вот кем стали другие — еще вопрос.

— У вас ведь в сериале в основном малоизвестные актеры?

— Не сказал бы, что Анатолий Белый или Сергей Горобченко — Иван и Митя Карамазовы — так уж неизвестны публике. Не успел широко «засветиться» на экране только Саша Голубев, которого я пригласил на роль Алеши. Ну и многим, наверное, ни о чем не говорит имя Елены Лядовой — Грушеньки. Пока она снялась только у Алексея Учителя в фильме «Космос как предчувствие»... Я не считаю, что участвовать в экранизации классики должны только мэтры. Конечно, такие роли под стать мощным профессионалам, молодежи приходится выворачиваться наизнанку — но ничего, выворачиваются.

— Значит, мучительного поиска актеров не было?

— Кастинг был абсолютно полноценный в том смысле, что пробовались все. Назовите мне имя любого актера — скорее всего, он тоже у меня пробовался. Но я рискнул взять молодых — у Достоевского ведь Алеше 20 лет, Ивану — 24, а Мите — 28. И, видимо, у Федора Михайловича были причины сделать своих героев такими юными. Мои актеры — практически ровесники своих персонажей.

— Ходили слухи, что у вас будет сниматься Депардье...

— Депардье приехал на Московский кинофестиваль и сказал в интервью, что очень хотел бы сыграть Федора Карамазова. Журналисты не стали утруждать себя звонком в продюсерскую компанию и объявили о «сенсации»... На мой взгляд, Сергей Колтаков не хуже, чем Депардье, сыграл отца Карамазовых. Этот актер незаслуженно долго оставался в забвении, хотя просто блестяще исполнил свою роль у Хотиненко в «Зеркале для героя», снимался у Абдрашитова, в картинах Хуциева. И я в очередной раз убедился, какой он великолепный артист... Доволен я и белорусскими актерами, с которыми не раз сотрудничал в своих прежних проектах. Правда, в «Карамазовых» у них небольшие роли...

Катерину Ивановну играет супруга режиссера Виктория Исакова. А одним из первых увидит новых «Братьев Карамазовых» Алексей Рыбников, после чего напишет подходящую музыку. Юрий Мороз обещает, что в его 12–серийный фильм войдет все то, что оставил за кадром Голливуд в 1958 году и легендарный Иван Пырьев десятью годами позже. То есть весь роман, включая детство Смердякова и предысторию Грушеньки. Сценарий написал Александр Червинский, известный по фильмам «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» и «Блондинка за углом». Разрежут ли сериал на рекламные блоки — решать телеканалу, на котором состоится показ... Режиссер утверждает, что фильм снимается «без скидок на телевизор», и радуется, что кинокомпания «Централ Партнершип» дает деньги на этот заведомо убыточный проект. Несмотря на высокие рейтинги, сериал Владимира Бортко «Идиот», по мнению продюсеров, в прокате провалился, но очевидно, что у таких проектов большое будущее: телевидение становится сегодня едва ли не единственным посредником между книгой и читателем, между произведением и зрителем. Побочное, но несомненное свойство сериалов — после них мгновенно раскупают книгу–первоисточник с портретами актеров на обложке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter