Зарплата от результата: почему предприниматели перекладывают риски на сотрудников

Все ли продается?

Весна — время предвыпускной суеты. Веселая жизнь у студентов между сессиями заканчивается. Приходит волнение: куда пойти работать? Поэтому вместе с таянием снегов начинается паломничество друзей, знакомых и очень дальних родственников с одинаковым вопросом-просьбой: мол, общаешься же и с крупными предприятиями, и с мелкими предпринимателями, никому не нужен молодой, задорный, перспективный?.. С неплохим дипломом экономического образца. История повторяется из года в год. Поэтому, так сказать, на собственном опыте хочешь не хочешь, а тенденции на рынке труда улавливаешь. И в последние год-два наметилась любопытная тенденция: все больше работодатели хотят видеть в своих рядах специалистов с опытом. И не абы каким, а непосредственно продаж. И все чаще зарплата прямо или косвенно привязана к премии, выраженной в процентах от заключенных сделок. Долой уравниловку — здравствуй, рынок? Сколько заработал, столько и получи. Справедливо? Не везде и не всегда. Ибо нередко рвение рядового сотрудника не тотально влияет на конечный результат. 

Даже ленивый может хорошо работать, когда есть покупатель. А если его нет, продавец бессилен повлиять на продажи
фото slavdelo.dn.u

Да, в Минске вакансий предостаточно. Вроде бы и выбор есть. Но на офисные должности обязательно требуется опыт работы. Минимум 2—3 года. Чаще — пять лет и больше. Даже если зарплата невысокая — 300—400 рублей. Нет, предостаточно свободных мест, на которые можно претендовать с «нулевым» стажем. И называются они по-разному. Иногда весьма звучно: «специалист-консультант», «менеджер по работе с клиентами» или даже «руководитель проектов». Но когда начинаешь копать глубже, понимаешь: под красивыми наименованиями скрываются «клетки» обычных «продажников».

Ладно, продажи — двигатель прогресса. И маленькой компании, и большой, и экономики в целом. Но наблюдается другой, совершенно не забавный для молодых соискателей тренд: многие зарплату чуть ли не напрямую привязывают к объему реализации. Неважно, компьютерной программы, консалтинговой услуги, ботинок… Нет, подавляющее большинство работодателей чтят Трудовой кодекс, заключают с работником контракт, устанавливают минимальный оклад… Но его тоже необходимо отработать: в разных вариациях прописывается минимальный доход, который сотрудник должен принести компании. Перевыполнение плана премируется определенным процентом. Не обеспечил денежный поток для «любимого» работодателя — ничего не заработаешь. А многие поступают еще проще — указывают на дверь. Во время испытательного трехмесячного срока. Или находят другой легальный способ избавиться от сотрудников. И снова вывешивают вакансию на профильных сайтах…

Такая тенденция вызывает некоторое беспокойство. Фактически образуется пласт молодых людей, которые начинают свою карьеру «коробейниками». И если в крупных компаниях еще проводятся хотя бы какие-то вводные курсы, на которых молодежь учат технологиям продаж, то в малом и среднем бизнесе чаще всего подход жесткий, как к утопающим. Несомненно, некоторые особенно ушлые или талантливые ребята и сами способны сориентироваться, выплыть из пучины розничного продавца-коммивояжера, вырваться наверх, но многие так и кочуют из компании в компанию, теряя университетские знания.

Впрочем, учитывая современные реалии, не совсем понятно, почему в сторону продаж не ориентируется образование. Экономистов-то учат разным возвышенным наукам: макроэкономике, абстрактному маркетингу, теории управления… А не помешали бы практические курсы, посвященные непосредственно практике продаж.

Впрочем, посещает и другая мысль: а насколько справедливо, когда работодатели начинают слишком рьяно связывать зарплату и результат? Довелось пообщаться с менеджером весьма крупной торговой обувной сети. Продавцы у них на проценте «сидят». Но только ли сотрудники за прилавком могут повлиять на продажи? А ассортимент, цена, реклама и многие-многие другие факторы, которые зависят исключительно от менеджеров, директоров и владельцев! И если магазин пустой, то хоть из одежды выпрыгни, никто ничего не купит. Не пора ли более критично посмотреть на законодательно установленную минимальную зарплату? Не пора ли ее повышать, чтобы не только сотрудник компании крутился, но и работодатели старались внедрять нормальные технологии в свой бизнес, чтобы не сидеть на спине сотрудников, а давать им в руки реальные инструменты заработка? А не только прайс, образцы товара и, в лучшем случае, базу данных потенциальных клиентов, которая чаще всего до боли напоминает справочник юридических лиц. Несомненно, работодателям моя мысль очень не понравится. Но владелец бизнеса или руководитель если и должны разделять риски с рядовым персоналом, то в несколько другой пропорции.

volchkovvv@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter