Проблемы гражданского общества

«Все лезут у наполеёны…»

Продолжаем разговор о рождающемся на наших глазах белорусском гражданском обществе, начатый здесь: «Коммунисты — вперед!..», 03.08.22., «СБ. Беларусь сегодня».

Гражданское общество — это люди. «Политически активная часть белорусов, нацеленная на созидание, сохранение традиций и преемственность поколений, — сказал ­Президент и добавил: — Мы увидели граждан с государственной позицией, преданных национальным интересам, что очень важно».


***

И тем не менее это люди. А люди по природе своей слабы. Скажем, блогеры — ну чем они не подходят под определение? Однако многие белорусы помнят историю, как, не успев еще даже оформиться в некое объединение, зародыш «союза блогеров» неожиданно блеснул откровенно наполеоновскими амбициями.

Их, конечно, вовремя рассмотрели и пригасили. И однако: в гражданское общество собираются сплошные активисты, так уживутся ли они в одной берлоге?

Далее, хорошее дело всегда требует финансирования. Конечно, скажем, Азарёнок или Гладкая — они бы на службу ходили и дело делали, даже если б им и не платили. Но общество мудро понимает: не напасешься, раз. Беречь надо, два. Доброе слово и кошке приятно, три, особенно если это достойный оклад содержания.

И однако люди есть люди — и как только появляется финансирование, возникают и те, кто хочет им распоряжаться. Тот же «союз блогеров» одним из первых дел стал пробивать для себя часть республиканского бюджета и ставки для будущего «выбранного блогерами» руководства. Чего стесняться, дело-то житейское.

Противостоять такому, еще на старте выстраивать некие модели верного поведения, нужно уже сейчас. Ибо активист, оскорбленный в своих амбициях, — это страшная сила. Даже пример перед глазами у всех белорусов: Федута.

Бывший именно что активистом, небезразличным, желающим пробиться, человек быстро взлетел в разреженный воздух власти и высшего руководства. Достиг, как в теории, предела собственной некомпетентности. И будучи отстранен, ибо с работой не справился, затаил — да как затаил! Всю дальнейшую жизнь свою посвятил не Пушкину, а ­Лукашенко!

Понемногу опускаясь, докатился до терроризма. До готовности убивать целыми семьями, отдельными коллективами и профессиональными стратами. До приемлемости захвата власти неконституционным путем — до заговора и путча.

А ведь формально он в начале пути был самым настоящим активистом гражданского общества, не отнять. Как и несостоявшийся, кстати, глава «союза блогеров», из критично настроенного активиста местного разлива на глазах превратившийся в злобного местечкового критикана. Этакого кустаря с мотором: «До чего дожились, плашек три восьмых дюйма нету. Нет! А трамвай собираются пускать! При наличии отсутствия пропитанных шпал это будет не трамвай, а одно горе!»

Это все важные моменты, которые нужно учитывать, потому что, повторю, гражданское общество — это люди. Наконец, давайте не забывать про историю бандеровцев: «По амнистии вышли на свободу все активные участники УПА ОУН, возвратившиеся к себе на родину. Начали они с выдвижения своих людей на партийные и хозяйственные посты, были случаи приема в комсомол проводников идей ОУН с дальнейшим карьерным ростом (яркий пример — Леонид Кравчук)».

Ровно ту же задачу ставят сейчас наши беглые перед теми, кто забился под плинтус: внедрение. Пистолеты до поры прячутся в схроны, задача — прикинуться своими и пробиться. В руководство, к информации, на должности, к влиянию. Пятая колонна — она неистребима, это, к сожалению, очень человеческое качество. Во все времена.

Гражданское общество должно уметь очищать себя еще на пороге, потом будет сложнее.

***

Российская специальная военная операция (СВО) не только разделила общество на «своих и засланных», о чем мы с вами поговорили в прошлый раз, но и породила феномен «военкоров». Это когда незаметные доселе блогеры, освещая происходящие события максимально близко к линии боестолкновений, в режиме 24/7, стремительно стали ЛОМами (лидерами мнений).

Можно заметить, что это несколько схоже с белорусской «авторской журналистикой», однако одновременно «военкоры» сами являются частью гражданского общества, при этом активно формируя его, в том числе вокруг себя.

На наших, белорусских, «агрятся» все беглые. Читают — и злобятся, дня не могут прожить (ибо это и есть их информационная повестка) — и капают ядовитой слюной.

На военкоров же дружно ополчилась вся российская либерда: «В Москве модно сейчас рассказывать о напряженности между властью и различными нелиберальными сегментами общества. Особую опасность для политического режима представляют ультрапатриотические круги. Все эти военкоры становятся реальной проблемой. С высокой степенью вероятности власть будет отвечать на их недовольство точечными уголовно-административными преследованиями — как и в случае с либеральным флангом».

Те в свою очередь не задержались с ответами: «Продажные девки из брифа в очередной раз пугают военкоров репрессиями, пытаясь выставить их противниками федерального центра. На самом деле это глупость».

«В Телеге началась тупая и топорная атака на военкоров. Brief и еще пара крупных агрегаторов запостили сообщения с посылом «Военкоры задолбали». Очевидно, что военкоры и военные блогеры с передовой достали только одну часть общества — системных либералов, которые в душе против СВО, но боятся об этом сказать, чтобы не потерять деньги и статус.

А так они бы, конечно, давно сдали назад и сдали бы весь Донбасс с Крымом в придачу. Их любимое дело — на попилы госбюджета отдыхать в Ницце или на Ибице. А сегодня им приходится молчать и ездить в Сочи вместо Лазурки».

Еще мнение: «Как по мне, это не атака на военкоров, а истеричные метания из-за того, что с наступлением войны полностью сломался такой удобный контроль над информационным полем и внутренней повесткой. «Военкоры задолбали» — это истошный крик в небо, а не атака».

Причины же, если стряхнуть с ушей либеральную лапшу, с точки зрения военкоров, достаточно очевидны: «Они уже проиграли общество. Либерально-пораженческий слой паникует. Оно боится.

Они потеряли улицу, потеряли телеграм. Они теряют влияние и могут потерять контроль внутри системы. Их единственное спасение — устроить кризис, разогнать социальное напряжение и заставить заморозить систему. Подпи­сать мир, шатнуть экономику, ввести локдауны, начать репрессии против военкоров — что угодно».

Обратите внимание, насколько похоже на наших белорусских беглых — и в общем, и даже в отдельных деталях. Но еще более внимательно прикиньте, насколько это соответствует нашим «забившимся под плинтус». «Затаившимся в ожидании». «Ждущим реванша».

***

Но еще давайте обратим внимание, какие они разные, эти военкоры — реальные члены реального гражданского общества.

«Давайте говорить прямо: консолидация народа в период СВО идет не вокруг федерального центра или даже фигуры президента, а вокруг образа победы… Военкоры стали «жрецами войны», как к ним ни относись. И любая атака на них до победного завершения СВО чисто политтехнологически будет настолько глупым и бездарным с политической точки зрения шагом, что решиться на него может либо дегенерат, либо паникующий либерал-пораженец. Что, впрочем, одно и то же».

«Военкоры стали голосом армии, народа и СВО. А народ тонко чувствует фальшь, поэтому миллионные аудитории собирают только искренние военкоры. Они говорят неудобную правду, они справедливо критикуют тех чиновников, кто косячит, они хотят полной Победы. И лучшие из военкоров стали новыми звездами медиа. Конечно, некоторых это раздражает.

Интересно, а что бы было с человеком, который в 1943 году написал бы «Военкоры задолбали» на страницах газеты «Правда» про Симонова, Эренбурга, Мусу Джалиля, Левитана и Озерова? Очевидно, что тот, кто сегодня ругает военкоров, тот выступает против СВО и победы России».

Вот даже так. Уже даже так: ну что, брат Пушкин? Да так как-то, брат… Не напоминает это вам, мол, поскольку я за ­Лукашенко, то критиковать меня = подрывать устои государства? Или: я патриот, и этого достаточно?

Есть и более адекватный взгляд: «Что сейчас, на пятый месяц СВО, видят люди, которые годами «контролировали» повестку? @wargonzo 1 млн подписчиков, @Sladkov_plus 890к подписчиков, @sashakots 520к подписчиков,
@epoddubny 560к подписчиков… И всем им, а также многим другим — не предложить привычное «Давайте вы будете врать, что у нас с беспилотниками все отлично (Иван Петрович попросил) и с рациями тоже все хорошо (Иван Михалыч обратился), а на обращения с фронта просто забейте».

Вот в чем главная причина наездов на военкоров, которые доносят правду на самый верх, даже если она крайне болезненна и неудобна. О войне рассказывают люди, которые находятся в окопах, на передовых позициях. И народ им верит».

Но даже такое мнение, гораздо более адекватное, не застраховано от испытания медными трубами: «Так что ломку переживают отнюдь не только мировые логистические потоки, энергетические и продовольственные рынки, но и наше собственное, российское информационное поле, в работу с которым вкладывались бюджетные миллиарды с известным результатом (нулевым)».

А вот пришли военкоры — и все сразу заиграло, ну да, ну да…

Те же самые, весьма схожие, ростки лично я наблюдаю и в среде нашего, только еще рождающегося гражданского общества. Есть уже патриоты, блогеры, активисты, которые, такое ощущение, поймали бога за бороду, с одной стороны. И всех победили, с другой.

Иначе чем объяснить, что по поводу вполне себе рядовой «библиотеки мальдиса» некоторые нетерпеливые вдруг разразились площадной бранью в адрес чиновников самого высокого уровня? Опускаясь тем самым сами — и опуская всех своих коллег! — на уровень нехтомотолек? Откуда эта вседозволенность, злоба и распущенность в одном флаконе вдруг вылезли?!

Полагаю, это — медные трубы. У тех, кто действительно прошел и огонь, и воду. Ну, по крайней мере, мы верим, что прошел, правда?

Хороший человек — не профессия, точно так же как и патриотизм — не индульгенция. В гражданском обществе должны сталкиваться позиции и программы, но не амбиции, тем более откровенно шкурные.

В конце концов, быть членом гражданского общества должно быть естественным состоянием здорового человека и гражданина. А не подвиг, за который, хотим мы того или не хотим, но подсознательно все равно ждем достойной награды.

Ибо человецы суть.

Вот на какие вопросы я буду с нетерпением ждать ответов в проектах новых законов.

Потому что накипело. А у вас?

mukovoz@sb.by

https://t.me/nakipelo_by

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter