В агрогородках Лиозненского района за потребителя соперничают сразу несколько магазинов

Все козыри — на прилавок

Насколько выгодна конкуренция магазинов потребкооперации и других собственников — на примере Лиозненского района

ЖИТЕЛЕЙ района обслуживают райпо, два частных предпринимателя и Лиозненская хлебная база, которая за восемь месяцев года заработала 1966,4 тысячи рублей. Ее магазины есть не только в райцентре, но и в агрогородках Добромысли и Бабиновичи. У ЧП «Лигода» точки в Лиозно и агрогородке Пушки, с начала года предприятие наторговало на 493,4 тысячи рублей. Жители агрогородков Стасево, Добромысли и Велешковичи продукты покупают в магазинах ЧТУП «Дональдак».



ВМЕСТЕ с заместителем председателя по экономике Лиозненского райисполкома Вячеславом Черноусовым едем в агрогородок Пушки, где 400 с небольшим жителей обслуживают два магазина. Торговая точка райпо работает уже давно, и конкурент у нее появился только этим летом. Продавец Валентина Коротченко замечает: «Покупателей стало меньше: раньше могли до 1000 рублей за день выручить, теперь — 200, и то заходят в основном за спиртным. Цены выше, чем у частника, а выбор меньше. Например, хлеб нам привозят только из Лиозно, а в другой магазин — еще и из Витебска. Молоко раньше тоже заказывали каждый день и все продавали, а теперь привозят меньше и всего два раза в неделю».

На полках и в самом деле немного товаров: макароны-рожки двух видов, четыре сорта конфет белорусских фабрик, несколько палок копченой колбасы, пара батонов вареной. Впрочем, несмотря на появление конкурента с более богатым ассортиментом, у магазина райпо остаются постоянные клиенты. «Кто-то приходит за колбасой Витебского мясокомбината: у нас она есть, а в другой магазин ее не привозят. Некоторым нравится продукция общепита: котлеты, голубцы — у частника этого тоже нет», — поясняет продавец.

Магазин ЧП «Лигода» в агрогородке Пушки открылся всего три месяца назад, но уже популярен у сельчан

Направляемся к магазину частного предприятия «Лигода» в Пушках. В агрогородке торговый пункт открылся три месяца назад, но уже стал популярным у сельчан. Да и немудрено: покупателей привлекает вывеска «Магазин низких цен». Продавец Марина Байдакова показывает ассортимент: «Есть много российских товаров, этим и отличаемся от конкурента. Владельцу дешевле возить некоторые продукты из страны-соседки, поэтому их стоимость ниже». 

В холодильнике с продуктами выбор почти как в столичном супермаркете: молоко, творог и сметана из Витебска, Бреста, Минска, несколько видов копченой колбасы. «Продукты привозят каждый день. По заказу сельчан закупаем моющие средства, канцелярские товары, стройматериалы… Прибыль радует», — замечает продавец.

Виталий ФЕДОРОВ покупает продукты только в магазине Лиозненской хлебной базы.

Вячеслав Васильевич добавляет: 

— У каждого магазина свои козыри. В частном это цены, ведь владелец точки может поступиться рублем, чтобы привлечь больше клиентов, а райпо — нет. Поэтому потребкооперация завоевывает сельчан отношением к человеку: продавец поговорит с ними, спросит о делах и здоровье. Слово за слово — и покупка состоялась.

В АГРОГОРОДКЕ Добромысли больше тысячи сельчан, и на них приходится три магазина, причем все расположены рядом друг с другом. Двери торговой точки райпо встречают вывеской «Территория приятных покупок».

Торговая точка ЧТУП «Дональдак» готовится к закрытию, но покупатели сюда заходят частенько.

— Недавно потребкооперация начала брендовую торговлю: теперь в магазинах больше продукции собственного производства, а ассортимент насыщеннее. Как результат — снижение себестоимости, — объясняет Вячеслав Черноусов.

Внутри помещение мало чем отличается от интерьера привычного супермаркета: сделан ремонт, таблички со скидками, корзины для покупок, большие холодильники. В торговом зале выбирает товар покупательница Татьяна Макалевич: «Здесь чаще всего беру овощи и бездрожжевой хлеб. В частном магазине «Дональдак» работает моя родственница, поэтому всегда знаю, когда завезли свежую свинину и говядину. А у точки хлебной базы преимущество во времени: в восемь утра уже открыто. Цены там ниже, но на них не смотрю, особенно когда покупка срочная. Уже наловчилась: знаю, где и в какое время меньше людей».

Магазин райпо в агрогородке Добромысли после ремонта стал современнее

Магазин ЧТУП «Дональдак» в Добромыслях работает последние дни — вскоре на его месте появится новая торговая точка. Впрочем, даже сейчас здесь есть покупатели: за конфетами забегают несколько школьниц. Ассортимент, правда, небольшой, например, майонез, сметана и молоко только одного производителя. Полки с хлебом и сладостями пустеют — товар подвинули ближе к краю. Продавцы тоскуют: «Раньше было много покупателей, некоторым давали продукты в долг до пенсии или зарплаты. Сейчас новый товар не заказываем, распродаем то, что осталось. Еще не знаем, уволит ли нас новый работодатель».

Торговая точка Лиозненской хлебной базы — самая популярная у сельчан. В небольшом помещении возникают очереди, а покупателей обслуживают два продавца. Сельчанин Виталий Федоров в магазине частый гость: «Нравятся низкие цены, доброжелательные продавцы, большой выбор товаров. Например, свежий хлеб беру только здесь». Ассортимент действительно отличается от магазинов частных предпринимателей и райпо: только йогурты на прилавках от четырех производителей. Больше и мясной продукции, причем сырокопченую колбасу можно купить от 16 рублей за килограмм, а в соседних магазинах — от 20 рублей за такое же количество. К слову, другие цены и на молочные продукты: сметану с жирностью 27 процентов, например, можно приобрести за 1,13 рубля, а в ЧТУП «Дональдак» по соседству — за 1,21 рубля. Дешевле и овощи: за килограмм картофеля магазин райпо просит 55 копеек, а здесь — 52 копейки.

Кстати, кроме торговых точек, Лиозненский район обслуживают еще шесть автолавок от райпо и три — от индивидуальных предпринимателей. Графики приезда в деревни согласовывают между собой, чтобы не отбирать хлеб друг у друга, поэтому каждый сельчанин может выбрать удобный день для покупки и даже попросить привезти нужный товар.

КОММЕНТАРИЙ

Председатель правления Лиозненского райпо Татьяна БОГДАНОВА:


— В районе 52 магазина Белкоопсоюза, из них 33 — в сельской местности. Кроме товаров от производителей, продаются еще и продукты под собственной торговой маркой: хлебобулочные, мясные, кондитерские изделия, полуфабрикаты. Райпо постоянно мониторит цены у конкурентов и старается снижать стоимость товаров, например, каждый месяц в магазинах можно найти скидки до 45 процентов.

svetlova_2097@mail.ru

Фото автора и Федора ПОСТОЯЛКИНА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter