Что происходит с картами рассрочки после требования регулятора к коммерческим банкам поумерить аппетиты

Все карты раскрыты

В прошлом году торговля поддержала рубль. Увеличившийся на 10 процентов в номинальных ценах товарооборот связал выросшие доходы населения, эти средства не перетекли на валютный рынок. Но запомнилось это время и другой парадигмой: потребительский спрос стимулировался не только ростом зарплат и социальных трансфертов, но и кредитованием. Потребительская задолженность росла уже не столь рекордными темпами, как в 2018-м, люди постепенно насыщались займами, и ажиотаж спадал, перекинувшись из чистого кредита в другой сегмент — рассрочку. Этот инструмент выстрелил настолько мощно, что даже пришлось вмешаться Нацбанку, который рекомендовал коммерческим банкам поумерить аппетиты и ограничить комиссию, которую выплачивает им торговля, 4 процентами. Официально этот совет вступил в силу 8 февраля. Сейчас сегмент рассрочек из стадии бурного роста вошел в период не менее активной трансформации.

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Банки прислушались

Рассрочка полюбилась потребителям за свою «бесплатность»: товар взял сегодня, деньги отдаешь завтра и безо всяких процентов. Но подарков в мире финансов не бывает: за пользование средствами расплачивалась торговля. Не буду судить, насколько справедливы были ставки, но комиссии банков росли вместе с удлинением сроков рассрочки. И, как говорят участники рынка, достигали 30 процентов от стоимости товара, а иной раз и превышали эту планку. Торговля скрипела, увеличивала кредиторскую задолженность, но продолжала принимать карты рассрочки. Откажешься — потеряешь покупателя, который уйдет к другому, более лояльному конкуренту.

Эмитенты же карт рассрочек агрессивным маркетингом активно продвигали их в массы. Опять же — делая акцент: господа потребители, заем бесплатный. Корректность подобных формулировок вызывала сомнения у Министерства антимонопольного регулирования и торговли. Да, для покупателей инструмент бесплатный, а для торговли — очень даже платный. Уплата процентов — дополнительные издержки для ретейла, которые рано или поздно транслируются в цены. А это уже мина под низкий уровень инфляции — он является одной из составляющих макростабильности, которой наша страна не без сложностей достигала несколько лет.

Словом, назрела объективная необходимость сказать свое веское слово регулятору, чтобы остудить не в меру разогревшийся сегмент. Что и сделал Нацбанк, введя рекомендательные ограничения. Наши банки хотя и без явного удовольствия, но к мнению «старшего финансового товарища» прислушались.

По данным главного управления регулирования банковских операций Нацбанка, «большинством банков соблюдены рекомендации как по вновь заключаемым договорам, так и по ранее заключенным». Правда, некоторые финучреждения информировали регулятора: им необходимо время для переоформления соглашений со всеми своими организациями-партнерами, количество которых у некоторых эмитентов измеряется пятизначными цифрами. Переоформить бумаги с таким количеством контрагентов — масштабная и кропотливая задача. Конечно, об инициативе все знали еще в прошлом году, но объективно могли и не успеть к 8 февраля. Ничего, исправятся.

Ограничение вознаграждения банков привело к сокращению длительности рассрочки. Если в прошлом году самые долгосрочные предложения переваливали за 30 месяцев, а срок на 18—24 месяца считался почти стандартом для дорогостоящих товаров, то нынче периоды стали более скромными, съежившись до 6—12 месяцев.

Новые правила игры

Ограничение коснулось и кредитных карт, если процентная ставка существенно ниже кредитов, выдающихся потребителю без наличия соглашения между банком и организацией торговли. Проще говоря, регулирование коснулось инструментов, когда плату за пользование деньгами банк разделял в некоей пропорции между клиентом и магазином. Ставка считается «существенно ниже», если ее размер составляет менее двух третей значения расчетной величины стандартного риска (РВСР) отчетного периода, а также предусмотрена уплата. Эти данные публикуются на сайте Нацбанка, в феврале — апреле РВСР установлен на уровне 8,25 процента годовых. Кредитные ставки по таким продуктам для физических лиц в феврале тоже выросли. В главном управлении регулирования банковских операций Нацбанка считают: «Установление размера процентов по кредитам, превышающим размер инфляции, будет стимулировать к ответственному поведению клиентов при выборе кредитного продукта».

Эксперты в банковских кругах утверждают: комиссия в 4 процента делает для финансовых организаций выгодной рассрочку на 6—7 процентов. Хотя, конечно, у каждого банка в зависимости от рыночной модели своя история. Если говорить о мелких покупках, в частности использовании карточек рассрочки в общепите, продуктовом ретейле, то для этого сегмента новация Нацбанка вообще никаких изменений не принесла. На недорогие товары рассрочка либо не распространялась вовсе, либо ограничивалась сроком в 2 месяца: комиссия в 4 процента окупает его с заделом.

Эксперты в области финансов утверждают: слишком высокими комиссиями баловались только некоторые участники рынка. Теперь им придется пересмотреть свою стратегию или вообще уйти из этого сегмента. Кстати, в феврале действие некоторых продуктов, связанных с рассрочкой, приостановлено.

Несомненно, новые правила игры на поле рассрочки отразятся на продажах. Но говорить о конкретике пока еще рано. И торговля, и банки, и держатели карт притираются к новым реалиям. Со значительной долей вероятности можно предположить: спрос на дорогие товары длительного пользования снизится. Но на него влияет слишком много факторов. И вычленить вклад ограничения на рассрочку, как отмечают ретейлеры, не представляется возможным. Методика такого анализа рынка отсутствует.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter