Как прийти к намеченной цели, какие ввести в действие резервы – эти и другие вопросы обсудили на коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия

Все имеет значение

К  2025 году производство молока в сельхозорганизациях республики должно увеличиться на 1,5 и достигнуть 9,2 миллиона тонн. Как прийти к намеченной цели, что сделать, какие ввести в действие резервы — эти и другие вопросы стали предметом обсуждения на коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Площадка для обсуждения точек роста и обмена мнениями — Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка». К открытому диалогу были приглашены руководители областных холдингов, молокоперерабатывающих организаций, руководство областных комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию.

Заместитель министра сельского хозяйства Алексей Богданов, генеральный директор ОАО «Бабушкина крынка» Геннадий СКИТОВ и заместитель гендиректора Галина Титенкова на выставке-дегустации продукции.

Предположение о том, что в условиях пандемии мировой рынок продовольствия просядет, на практике не подтвердилось: прирост экспорта молока на глобальном рынке к уровню 2019-го — 101,2 процента. В мировом рейтинге (по оценке продовольственной безопасности) в 2020-м наша страна поднялась на 23-е место среди 113 государств, хотя еще год назад занимала 36-ю позицию. По словам заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Алексея Богданова, за нашей страной 6 процентов в структуре мирового экспорта молочной продукции, Беларусь входит в первую пятерку стран — экспортеров молокопродуктов:

— Молочная промышленность — это драйвер экономики. В 2020 году Беларусь экспортировала 4,8 миллиона тонн молочной продукции на 2,4 миллиарда долларов (темп роста — 109,5 процента). Экспортной выручки получено больше на 62,3 миллиона долларов. И у нас перспективные планы на будущее. Имея в виду важность для республики такого экспортного показателя, надо держать руку на пульсе и контролировать ход развития молочной индустрии, учитывать современные тренды на потребительском рынке и корректировать проблемные вопросы.

Если о трендах, то они таковы. Россия стремительно наращивает объемы производства «белого золота», и для отечественных переработчиков встает вопрос: куда перенаправлять молочные реки? Один из главных приоритетов — сотрудничество с Китаем. В 2020-м в Поднебесную реализовано продукции на 90,3 миллиона долларов, темп роста — 174,6 процента. Для поставок в КНР аккредитовано 102 производителя, из них по молочной продукции — 58 организаций. В том числе и «Бабушкина крынка», география экспортных поставок которой выросла с 9 до 18 стран в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, — поясняет начальник отдела внешнеэкономической деятельности Алексей Драница:

— Если в 2019 году объем поставок холдинга в Китай составил 2 миллиона долларов, то за январь — апрель 2021-го увеличился к аналогичному периоду прошлого года более чем в 4 раза. 

Акцент в работе — на сырьевые зоны. Успешно их развивая, за последнюю пятилетку больше всех в производстве молока прибавили брестские животноводы — 31 процент. Если говорить о Могилевской области, то накануне итоги работы животноводческой отрасли, а также готовность сельскохозяйственных организаций к заготовке травяных кормов на зимне-стойловый период обсуждались на выездном совещании облисполкома. Отмечалось, что мощности мясо- и молокоперерабатывающих предприятий загружены далеко не полностью. Результативность перестройки работы АПК региона сдерживают отдельные сельхозпредприятия, которые не только не прирастают в показателях, но и утрачивают позиции из-за несоблюдения элементарных технологических норм. 

Поручение председателя Могилевского облисполкома Леонида Зайца — получить по области 5000 килограммов молока от коровы уже в этом году. Заместитель председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Владимир Капустин рассказал об основных потенциальных резервах для существенного скачка в производительности:

— Рост — 110,2 процента к уровню прошлого года, но это прибавка всего в 218 килограммов. Надо наращивать продуктивность. Несмотря на то что весна запоздала, мы раньше выгнали животных на пастбища. В Глусском районе уже проводили семинар и показывали руководителям, что даже при минимальном травостое эффект есть. Животные быстрее начинают привыкать к новому виду кормов, что в скором времени положительно отразится на продуктивности. И если когда-то в день область прибавляла по 5—7 тонн молока, то сейчас уже разогнались до 16. Больше в этом году и запасы кормов. Определены мероприятия по заготовке хороших кормов, и только первого класса. Именно данной теме и посвящено выездное совещание: как подготовить своевременно технику, настроить ее, чтобы качественным было и кошение, и закладка в траншеи с нужными консервантами, укрытием. СПК «Гигант» Бобруйского района выбрали как образец. Там же продемонстрировали навесы из легких конструкций для индивидуальных домиков по содержанию телят. А в ОАО «Агросервис» Белыничского района эти навесы используются над загонами для группового содержания молодняка разных возрастных групп. То есть с одной стороны — свежий воздух, свет, выгульные площадки, с другой — укрытие от жары и осадков. По поручению председателя облисполкома к 1 июня в каждом районе должны построить необходимое количество вот таких недорогих по затратам навесов. У нас 40 процентов скота на круглогодичном содержании, и мы еще раз заострили внимание руководителей на необходимости соб­людения технологии. Акцент — на сохранности молодняка. Все четыре месяца идет сокращение непроизводительного выбытия, но процент все еще высокий. А это деньги, наши будущие показатели. Еще одно поручение — усовершенствовать схему вакцинации. Централизованно закупаем препараты, чтобы обеспечить все сельхозорганизации, а затем силами райветстанций провести вакцинацию. Уже четыре района полностью обеспечено, на этой неделе придет оставшаяся часть препаратов. Задача — расти больше при меньших затратах. 

Возвращаясь к коллегии Минсельхозпрода: для молокопереработчиков ставятся задачи безотходности производства, в частности переработки сыворотки. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными, молокозаводам необходимо объединяться и раскручивать бренды. Резерв есть не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

В  программе коллегии один из пунктов был вкусным — дегустация новинок ОАО «Бабушкина крынка». Он очень напоминал модный показ: ребрендинг сырков и мороженого в стиле лакшери, цветные сыры с ароматом лаванды и карамели и тренд ЗОЖ. Заместитель директора по производству Галина Титенкова о модных тенденциях в молочке сезона-2021:

— Живой кефир с закваской, которую мы сами производим. Кстати, увеличивать использование оте­чественных заквасок — одна из задач для молочной промышленности. Другая тема для импортозамещения — продукты с акцентом на здоровое питание: с пониженным содержанием сахара, жира, различными функциональными добавками. Среди новинок — линейка детских йогуртов. Значение имеет даже упаковка. В тренде — эко: разлагается под действием солнечных лучей. Ориентируемся на покупателя, а его сегодня нужно удивлять.

В ТЕМУ

Вчера на базе Слонимского мясокомбината прошла выездная коллегия Министерства сельского хозяйства и продовольствия. С участием ответственных работников Минсельхозпрода, представителей комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов, руководителей областных холдингов мясо-молочной промышленности и мясоперерабатывающих предприятий обсуждена стратегия развития отрасли на 2021—2025 годы.

Подробности — в следующих номерах «СГ».

e.kukshynskaya@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter