О возрождении льноводческой и льноперерабатывающей отраслей

Все или ничего

Лен, как говорится, наше все. Ну или был когда–то таковым. Лишний раз не стоит напоминать, какие надежды государство возлагает на модернизацию. А вернее было бы сказать, возрождение льноводческой и льноперерабатывающей отраслей. Тему на днях обсуждали в Президиуме Совмина. Не стану сгущать краски, но позитивные новости оттуда вынести было непросто.


В этом году планируется завершить технологическое обновление шести льнозаводов. Стоимость каждого из проектов — более 200 миллиардов рублей. Сложите — и подсчитаете общие затраты. Однако пока степень готовности объектов значительно разнится. Если «Кореличи–Лен» практически готов к запуску новых линий, то Поставский и Слуцкий льнозаводы значительно отстают. Здесь готовность — только до 60 процентов. Парадоксальная в общем–то ситуация сложилась с некоторыми объектами. Работы вроде бы идут, и неплохо. Но тут обнаруживается, что еще далеко не вся проектная документация готова. А как тогда перестраивали помещения?


Этот вопрос вызвал бурное обсуждение. Оказалось, что проектную документацию поручено было разработать ОАО «Беллегпромпроект». Из–за чего компания, которая специализируется на промышленном проектировании, не укладывается в сроки, внятного ответа услышать не удалось. Первое предупреждение Премьер–министра — руководству предприятия. Есть претензии у Михаила Мясниковича к самому выбору проектировщика. Он обратил внимание на то, что для общестроительных работ, коих на каждом объекте запланировано было немало, необязательно было привлекать специализированную компанию. Под критику Премьер–министра попал и доклад министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца. Странно, конечно, когда министр оперирует одними данными, а глава Правительства — другими. И отличаются они не в лучшую сторону. Михаил Мясникович констатировал: сроки модернизации проваливаются, доклады о состоянии дел на объектах зачастую не совпадают с действительностью. Сфера, увы, никак не может выйти на безубыточную работу — за январь — апрель с прибылью сработали только льнозаводы Брестской и Гродненской областей.


Оргвыводы, конечно же, пускай делают ответственные лица. Меня как наблюдателя–журналиста удивила не столько экономика отрасли — чтобы ставить ей диагноз, нужно иметь перед глазами полный набор цифр. Как–то неловко от того, что за дружными усилиями не видно слаженной работы. В облисполкоме жалуются на неритмичное финансирование модернизируемых объектов. Глава Банка развития уверяет, что каждый рубль, записанный в плане и заранее утвержденный, переводится точно в срок. Министр называет одни совокупные мощности по переработке льнотресты. Председатель облисполкома тут же, на бумажке, прикидывает и возражает: столько предприятия региона не потянут. Кто–то жалуется на низкие закупочные цены на сырье. А Оршанский льнокомбинат — тем временем сам погрузившийся в просроченную задолженность перед хозяйствами — недозагружен. Еще не хватало искать сырье за рубежом... Когда свой урожай еще с прошлых лет не переработан.


И как расслышать в этом хоре верную тональность?


Тем временем ориентиры озвучены. Четко и ясно. До 1 августа должны быть установлены технологические линии, проведены пусконаладочные работы на всех предприятиях. За исключением Ореховского льнозавода — там срок продлен до 15 августа. А к 1 января будущего года комплексная модернизация отрасли должна быть завершена. Чтобы выйти на полную загрузку перерабатывающих мощностей, валовое производство тресты–долгунца должно составить не менее 170 тысяч тонн в год. И на хозяйства Витебской области, к которой пока имеются, пожалуй, самые серьезные претензии, здесь основная нагрузка.


Постараемся?


alexandrov@sb.by

 

Советская Белоруссия №120 (24503). Пятница, 27 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter