Все ГЕНиальное просто?

Сегодня отношение к продукции с генетически модифицированными компонентами у населения, мягко говоря, неоднозначное. Соцопросы свидетельствуют, что граждане неохотно приобретают продукты, содержащие ГМ-компоненты, считая их опасными для здоровья. Правы ли они?

С тех пор, когда даже докторскую колбасу можно было достать по большому блату, многое изменилось. Современный белорусский потребитель не только хочет купить товар высокого качества, но и знать о нем все. И о наличии генетически модифицированных компонентов в том числе. 

Сегодня отношение к данному виду продукции у населения, мягко говоря, неоднозначное. Соцопросы свидетельствуют, что граждане не особенно охотно приобретают продукты, содержащие ГМ-компоненты, считая их опасными для здоровья. Правы ли они? 

ГМ-продукты безопасны для здоровья человека, утверждают в Национальном координационном центре по биобезопасности. И ссылаются на данные Всемирной организации здравоохранения. В докладе организации от 23 июня 2005 года значится: генетически модифицированные пищевые продукты могут внести вклад в улучшение здоровья людей и развитие человечества. Вместе с тем организация рекомендовала расширить методики оценки таких пищевых продуктов, включив в них социальные, культурные и этические соображения, что должно гарантировать отсутствие какого-либо «генетического неравенства» между группами стран, разрешающими или запрещающими разработку, выращивание и продажу ГМ-продукции. В настоящее же время, признает ВОЗ, оценки сосредоточены прежде всего на агрономических показателях и на возможном влиянии на здоровье потребителей. Иными словами, глобальных исследований, подтверждающих полную безопасность изобретений генетиков, пока нет. Выходит, как отмечают российские экологи, с этим заявлением ВОЗ несколько поторопилась. 

Однако вполне достоверно известно: существует немало медицинских препаратов — детищ генной инженерии, которые лечат ряд заболеваний, и вполне успешно. Некоторые такие лекарства продаются и у нас. В данном случае использование ГМО способствует их удешевлению. Кроме того, ученые мира возлагают надежды на ГМО в борьбе с такими заболеваниями, как СПИД и рак. Напомню, что в Беларуси в рамках союзной программы «БелРос­Трансген» ученые пытаются вывести коз с уникальным набором человеческого генома. Планируется, что эти животные будут давать целебное молоко, которое можно будет использовать для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и вскармливания грудных детей. Так может ли калечить то, что лечит? 

Вообще складывается уникальная ситуация, когда, опираясь на отсутствие точных данных и не слишком большую осведомленность граждан, разные страны строят свою политику вокруг ГМ-продуктов так, как им вздумается. В первую очередь этим ловко пользуются рекламщики. «Раз вред товара не доказан, значит, он безопасен», — говорят американцы. Молодежь, увлекающаяся бодибилдингом, фитнесом, занятая в профессиональном спорте, хорошо знакома с соевыми протеиновыми коктейлями для повышения мышечной массы. В ряде других стран, напротив, эксплуатируется страх перед непонятно как влияющими на здоровье ГМО. Но где же истина? 

А до нее, похоже, не докопаться. Из информации, которой пестрят Интернет-сайты, выходит, что ученым-генетикам, и тем, кто за, и тем, кто против, попросту не дают возможности провести исследования. То есть все спорят, но поиски доказательств практически не ведутся. В частности, как упоминается в книге «ГМО: мифы и реальность» А. Ермишина, ученые некоторых научных центров Италии в течение двух лет не получали зарплату из-за того, что министр сельского хозяйства своим волевым решением «прикрыл» исследования в области генетической инженерии. На сложности в исследованиях сетовали и российские ученые. 

Тем не менее, недавно один из трех известных мировой общественности опытов проводился в России. В целом исследования показывают, что, например, у крыс, которых в течение девяти месяцев кормили ГМ-картофелем, произошло стойкое нарушение иммунной системы, возникли аномалии в строении желудочно-кишечного тракта, печени, селезенки и головного мозга. Божьи коровки, которые питались тлями, жившими на ГМ-картофеле, становились бесплодными и т.д. Впрочем, полагаю, есть исследования, подтверждающие и обратное. 

Пока суд да дело, на мой взгляд, прекрасно, что каждый из нас имеет право выбирать, хочет ли он потреблять ГМ-товары или нет. Белорусское законодательство защищает интересы потребителя: вся ГМ-продукция, в том числе ввозимая, подлежит обязательной регистрации и маркировке. Работает ряд лабораторий, которые проводят анализ импортных продуктов, содержащих, в частности, сою и кукурузу. 

На недавно состоявшемся в Орхусском центре круглом столе на эту тему заместитель председателя Комиссии Палаты представителей по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов, член Комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Валерий Лекторов говорил о возможностях и перспективе добровольной маркировки продукции, которая не содержит ГМ-компоненты. По его словам, такой пример имеется в Москве. Первое белорусское предприятие, которое вводит такую маркировку, — ОАО «Коммунарка». 

Без сомнения, от этого белорусские товары как на собственном, так и на внешнем рынке только выиграют. Это их лицо и, без сомнения, гарантия высокого качества. Есть здесь только одна проблема. Не исключено, что те же российские товары с этикеткой «Не содержит ГМО», попадая на белорусский рынок, на поверку окажутся… ГМО-содержащими (и такие случаи уже были). Дело в том, что в России, как и во многих других странах, допустимое содержание ГМ-компонентов в товарах составляет 0,9 %, в то время как белорусский покупатель согласно законодательству должен быть информирован даже о самом его незначительном количестве. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter