Все флаги в гости к нам?

Что остается в памяти после заграничного тура? У меня, например, Кипр (южный ли, северный) теперь ассоциируется с долгими поездками по горным дорогам на очередную экскурсию.
Что остается в памяти после заграничного тура? У меня, например, Кипр (южный ли, северный) теперь ассоциируется с долгими поездками по горным дорогам на очередную экскурсию. Турция - с постоянно озабоченными мужчинами. Эмираты - с роскошью и дисциплиной. При слове "Черногория" возникает ощущение доброй страны с удивительно грустными и красивыми мужчинами, чего не скажешь о ее женщинах. Египет - это пирамиды и толпы докучающих торговцев. Англия - это щепетильность и скупость. Германия связывается с отсутствием ограничений. Австрия - с изыском.

А наша страна? Какие могут возникнуть у приезжих ассоциации после знакомства с Беларусью?

Вспоминаю 1995 год. Я сопровождаю группу иностранных туристов, посещающих Минск. Их возраст - около 50 лет. Они приехали на деловые переговоры. Но интерес к стране велик. С неподдельным восторгом они знакомятся с Минском и его окрестностями. Вначале - во время обзорной экскурсии по городу. Площадь Независимости, проспект Машерова, парк Янки Купалы. Здесь им предлагают сфотографироваться. Вечером - ужин в ресторане с фольклорной программой, которая открыла лично для меня прелесть народного искусства. Я не гурманка и мне трудно судить о качестве национальной кухни, но бросилось в глаза, как иностранец вскрывал пробку бутылки вилкой - куда-то запропастилась официантка. На следующее утро туристов ожидало знакомство с мемориальным комплексом "Хатынь". Ближе к вечеру предлагался просмотр постановки театра оперы и балета "Сотворение мира". Отзывы - великолепные, особенно у мужчин. И касались они не столько балета, сколько красоты белорусской природы и очарования белорусских женщин.

Итак, уважаемые читатели, главной темой нашей страницы сегодня будет въездной туризм и потенциальные возможности Беларуси в качестве туристской Мекки. Вопрос не праздный. В свое время Минск входил в четверку городов, обязательных для посещения в бывшем Советском Союзе наряду с Москвой, Ленинградом, Киевом. Поэтому исторически сложилась как бы зависимость нашего въездного туризма от более экономически развитых соседей. Отели и посещаемые места, возводимые в то время, соответствовали принципу ночевки на один-два дня. И Минск в этом случае представлялся лишь частью большой державы, имея один-два традиционно посещаемых памятника. Это были Курган Славы, сегодня бесконечно забытый, и Хатынь.

Кто и зачем к нам путешествует сегодня? Репатрианты-израильтяне - к своим родным местам. Киприоты со своими семьями - спасаются от жары. Европейцы - на охоту и рыбалку. Японцам интересна белорусская культура. Приезжают участники деловых переговоров, спортсмены, а также граждане по брачным объявлениям. И их, между прочим, немало.

В последнее время появилась тенденция - приезжают американцы, желающие посетить место, где стоял домик прабабушки. Увеличился и поток иностранцев, интересующихся историей войн. Существуют целые цепочки направлений: Брест, Минск, Киев, Львов, Кишинев, Бухарест. В такие цикловые туры отправляются чаще всего старики 70 - 80 лет. Среди них преобладают американцы, немцы, французы, голландцы. Понятно, что мир путешествий непредсказуем, так же, как и разнообразие впечатлений от них.

И сегодня в тонкостях въездного туризма нам помогают разобраться Чеслав ШУЛЬГА - заместитель министра спорта и туризма Республики Беларусь, Николай ЧИРСКИЙ - консультант управления туризма Министерства спорта и туризма, Игорь ЧЕРНОЗИПУННИКОВ - заведующий отделом приема иностранных туристов турфирмы "Алатан Тур".

Мнение профессионала

Игорь Чернозипунников: "Более 4 лет мы занимаемся приемом иностранных туристов. И по числу принятых нами туристов отмечаем рост иностранцев, стремящихся познакомиться с нашей республикой. В основном это люди из Израиля, Кипра, Эстонии, Японии, России. Именно в такой последовательности. Всего за 3 последних года мы приняли туристов из 55 стран. А в 2000 году их количество перевалило за полторы тысячи человек. К сожалению, основная масса туристов является представителями частного бизнеса. Поэтому их потребности минимальны - наличие отеля, транспорт. Экскурсиями такие туристы интересуются мало. Да и мы более трех дней развлекать их в Минске не можем по причине отсутствия этих самых развлечений. Разумеется, в деле приема иностранцев существуют и проблемы. И одна из них - это экскурсии. Что на сегодняшний день мы можем предложить? Обзорную экскурсию по городу Минску, по замковым комплексам Мира и Несвижа, по Раубичам. Отмечу, что любителей нашего искусства в любых формах не так много среди иностранцев. По Бресту - обзорная экскурсия по городу с осмотром Музея спасенных ценностей, Брестской крепости, с посещением Беловежской пущи. В Гродно - обзорная экскурсия по городу. В Витебске - посещение музея Шагала. Ну, еще можно в Березинском заповеднике природой насладиться. Но это не более двух дней. И все. Больше в нашей прекрасной стране нет приличных объектов с приемлемой на международном уровне инфраструктурой".

К сведению читателей, инфраструктура туризма - это комплекс взаимосвязанных объектов, созданный для обслуживания туристов (отели, общепит, средства передвижения). Тут и прачечная, и гостиница, и магазины, и рестораны, и дороги, и заправочные станции, и сувенирные киоски, и литература о стране, и достопримечательности страны с экскурсионной программой. И все это должно соответствовать уровню международных стандартов, а не местечковому. Телефонизация номеров в отелях, наличие факсов, телевизоров, мобильной связи и т.д. Иначе в нашу республику мало кто поедет. "А есть ли смысл развивать подобную структуру в угоду иностранцам?" - спросите вы. Посмотрим ответы у других.

Множество стран в основу своей деятельности положили развитие въездного туризма. Это островные государства, страны, расположенные в непосредственной близости от водных акваторий, страны с памятниками мировых цивилизаций. С природными эксклюзивами. И везде доход от туризма стоит в первых строчках прибыли государства от разных видов деятельности. Что касается нашей республики, то не могут не радовать попытки создать инфраструктуру туризма в заказниках и заповедниках Беларуси.

Мнения профессионалов

Чеслав Шульга: "В настоящее время, проанализировав возможности нашей республики в качестве туристического объекта, принята Национальная программа развития туризма на 2001 - 2005 годы. Целью ее является создание конкурентоспособного туристического продукта, известного и доступного как жителям нашей республики, так и иностранцам, желающим отдохнуть в Беларуси и познакомиться с нашей страной. Республиканская программа одобрена Советом Министров. В ее реализации принимают участие смежные с туризмом министерства и ведомства, областные, районные структуры.

А основная проблема создания туристской Мекки в Беларуси сегодня - это недостаток знаний о республике и о ее возможностях. Имеются в виду историко-культурные и этно-национальные ценности. В районах и областях необходимо разработать свои путеводители, в которых будет собрана любая информация для путешествующих - по объектам, трассам, музеям, магазинам и т.д. Отдельные исторические факты, легенды, предания, что могут заинтересовать жителей других районов республики или иностранцев, позволят расширить спектр экскурсий по Беларуси, развивая инфраструктуру туризма на местах и принося прибыль регионам. Каждая область, каждый район должны иметь свою визитную карточку".

Николай Чирский: "Нельзя сказать, что у нас в республике совсем отсутствуют туристические центры. Так, недавно отмечалось 200 лет со дня рождения белорусско-польско-литовского поэта Адама Мицкевича. В рамках празднования этого мероприятия в Новогрудке совместными усилиями были построены прекрасные автостоянки, туалетные помещения с бытовыми комнатами. От создания инфраструктуры для обслуживания туристов город только выиграл. Сейчас в Новогрудок едут и наши туристы, и иностранцы для знакомства с историей и культурой столицы Великого княжества Литовского, для знакомства с жизнью и деятельностью великого Мицкевича.

Другой пример. В Гродно один раз в два года традиционно проводится фестиваль народного творчества этнических меньшинств, проживающих на территории этого региона. В прошлом году в его рамках было принято около одной тысячи человек (поляки, татары, литовцы). Больше не позволила инфраструктура того же Гродно как туристического центра. Мы признаем, что национальные кухня, одежда, музыка, танцы, песни, предания популярны во всем мире. А почему не у нас?"

Игорь Чернозипунников: "Существует и еще одна проблема въездного туризма. Это отсутствие в республике 4 - 5-звездочных отелей. Отдельные группы заказывают проживание именно в подобных условиях. Нам приходится им отказывать. И соответственно поток туристов и их денежных средств оседает в другом государстве. Еще одна проблема по тем же отелям - почему-то районные и областные гостиничные хозяйства берут за правило устанавливать цены на проживание на несколько порядков выше, чем в Минске. И это в номерах, уровень которых изначально ниже. (Так, в гостинице "Двина" в Полоцке цены на проживание выше, чем в гостиницах "Юбилейная" или "Планета" в Минске.) Туристы этого не понимают. И у них появляются вопросы. Хотя отмечу, что обычно все путешествующие по нашей стране располагают информацией об уровне нашего туристического сервиса. Так, более всего подготовлены к знакомству с нашей страной японцы. У них есть свои путеводители по Беларуси с подробной информацией о нашей стране, о ее святынях, об укладе жизни наших людей. Поэтому экскурсоводам с ними невозможно расслабиться".

Еще один наболевший вопрос - питание иностранцев. Канули в Лету те недалекие времена, когда к нам ездили со своими продуктами и минеральной водой. Однако и сегодня большинство турфирм, работающих на прием иностранцев, отмечают низкий уровень нашего общепита. Не все гостиницы могут предоставить даже завтраки. По мнению специалистов, только шведский стол в минской гостинице "Беларусь" соответствует международным стандартам. Неотработанная система консульских сборов также снижает желание иностранцев даже транзитом познакомиться с республикой (стоимость транзитной визы по территории Беларуси - от 30 до 60 долларов в зависимости от условий оформления, и путешествующие из Польши в Литву обычно объезжают Беларусь). Еще все дружно уверяют, что очень проблематично содержать иностранца в Беларуси целую неделю.

Мнения профессионалов

Чеслав Шульга: "При создании Национальной программы развития туризма мы это учитывали. И в ближайшее время при разработке туристских маршрутов по Беларуси мы начинаем тесно сотрудничать с Министерством культуры республики. Используя календарь культурных мероприятий. Так, посещение "Славянского базара в Витебске" будем совмещать с поездками по Репинским, Шагаловским местам. То же касается фестиваля "Золотой шлягер", что проходит в Могилеве, и рыцарских боев в Давид-Городке.

Собираемся пересмотреть и принципы делового туризма, непосредственно увязав его с нашим бизнесом. Одно дело - предложить иностранцам на льготных для них условиях проводить конференции в наших гостиницах, и совсем другое дело - учитывать при этом календарь республиканских бизнес-мероприятий, выставок, семинаров, конгрессов. Ведь по данным Всемирной организации туризма, деловой туризм дает его организаторам прибыль, в 5 раз превышающую прибыли пляжного туризма".

Николай Чирский: "К сожалению, на сегодняшний день в регионах, районах и областях республики, за исключением Брестской, нет туристской "вертикали". Как это случилось? При передаче целой отрасли туризма в ведение Министерства спорта специалистов не добавили. И туристскую работу на местах на добровольных началах вынуждены вести специалисты спорта. В результате нет материальной заинтересованности и соответственно осознания значимости развития туризма. При таком подходе поднятие туризма на уровне целой страны также невозможно. Туристическая работа с населением подменяется спортивно-оздоровительной. При сложившемся положении вещей необходимо обращать внимание на отрасль туризма председателей облисполкомов и их заместителей по социально-культурной сфере. И всегда надо иметь в виду, что туристу необходимы все условия для человеческого бытия. Поэтому для начала необходимо привести в норму подъездные пути, стоянки, сувенирные киоски, те же туалеты. Выпустить литературу о регионе, памятниках в нем. И лед тронется".

Чеслав Шульга: "Кстати, в решении задач по привлечению туристов в республику в рамках Национальной программы развития туризма будем использовать и стартовый потенциал студентов. На сегодня в стадии разработки находится документ, принятый совместно с Министерством образования Беларуси. В смежных с туризмом областях разрабатываются темы курсовых работ и дипломных проектов по заказам нашего министерства. Так, историки, филологи, экскурсоводы, географы, культурологи, реставраторы смогут разрабатывать маршруты экскурсий по Беларуси. Студенты-архитекторы способны разработать проект обустройства туристских центров. Со своими стоянками, дорогами, покрытием. Проекты будут утверждаться и бизнесменами, готовыми вложить свои денежные средства в развитие туризма в нашей республике".

Итак, уважаемые читатели. Оказывается, и от нас с вами зависит, станет ли наша республика туристической Меккой. Присмотримся повнимательнее к своим окрестностям. Зададимся вопросом: а что здесь необычного, интересного, значительного? Остались ли волнующие душу предания и легенды? Восхищающие полет мысли строения? Не здесь ли жили, творили, думали великие люди мира? И кто знает, может, именно с вашим именем будет связана очередная страничка истории нашей любимой Родины.

P.S. По данным Министерства статистики и анализа, за 9 месяцев 2000 года (январь - сентябрь) Беларусь посетило чуть более 48 тысяч иностранных туристов. На первом месте - соседи-поляки, затем россияне (каждые в пределах 10 тысяч). С достаточным отрывом от них - англичане, немцы, израильтяне, латыши (каждые в пределах 4 тысяч). Менее всего путешествующих по нашей стране из Португалии (4 человека) и из Югославии (2).
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter