Беларусь получила право проведения вторых Европейских игр в 2019 году

Все флаги в гости к нам

Беларусь получила право проведения вторых Европейских игр в 2019 году. Ожидается, что это будут экономичные, но яркие Игры.


По закону жанра описание прошедшего в Минске заседания Генеральной ассамблеи Европейских олимпийских комитетов требовало бы интриги. Мол, затаив дыхание следили за ходом голосования по главному для нас вопросу. Держали кулаки при подсчете голосов и эмоции захлестнули, когда узнали, что победил Минск. Однако здесь явно не тот случай. Еще до рассмотрения вопроса, с первых минут заседания, представители руководства ассамблеи говорили с трибуны о решении провести Игры у нас как о свершившемся факте. Их теплые слова о стране, заслугах государства в деле популяризации спорта, да и просто приветственные объятия Александра Лукашенко и исполняющего обязанности президента Европейских олимпийских комитетов Янеза Кочиянчича все объяснили без лишних слов. Взаимопонимание у нас полное. Все члены Генассамблеи на позитивной волне. И если уж в вопросах деликатных мы не прячем тождественности оценок, то и интригу в процедурные моменты уже никак не вписать.

Это к тому, что в самом начале своего выступления Президент сказал слова поддержки в адрес главы ЕОК Патрика Хикки. Человека по надуманному поводу обвинили в спекуляции билетами на Игры в Рио. Доказательств не представлено. И озвученная Александром Лукашенко позиция Минска в этом вопросе совпадает с оценками Исполкома ЕОК:

— Порой обидно и смешно, когда из наших рядов по надуманным причинам начинают вырывать самых деятельных людей, функционеров, которые не только имеют собственное мнение, а готовы в любой момент заявить его. Нам никто рот не закроет. Мы должны честно, откровенно и принципиально высказываться по всем позициям, а любого из наших друзей, сотрудников мы сумеем отстоять вместе.

Эти слова зал встретил аплодисментами.

Что касается организации предстоящих Игр, то в успехе нет сомнений ни у нас, ни у Исполкома ЕОК. Пример чемпионата мира по хоккею в 2014 году убедил всех, что Беларусь умеет принимать турниры самого высокого уровня. Интересную мысль высказал Янез Кочиянчич на встрече с Президентом перед заседанием. На ЧМ–2014 его очень впечатлила работа с болельщиками и фанатами. То есть та часть спортивных мероприятий, которая создает больше всего головной боли организаторам. Минск же показал, что может создать такую атмосферу дружелюбия, в которой комфортно всем. Именно на такой стиль мы будем нацеливаться и при подготовке Европейских игр. Президент заверил присутствовавших на заседании: мы будем делать прежде всего добрые Игры. Чтобы приехавшие спортсмены и гости здесь отдохнули душой. В этом наша визитная карточка.

Об этом Александр Лукашенко сказал и на встрече с вице–президентом Национального олимпийского комитета Азербайджана Чингизом Гусейнзаде:

— Мы искали какой–то алгоритм проведения подобных Игр. Думаю, что мы сделаем их душевными, сделаем их для спортсменов.

Баку, конечно, задал очень высокую планку первыми состязаниями. Дружеский совет нам будет нужен. Но и контуры собственного сценария, как видно, уже есть.

В этот же день Александр Лукашенко провел встречи с президентом Ассоциации национальных олимпийских комитетов, президентом Олимпийского совета Азии, членом Международного олимпийского комитета шейхом Ахмадом аль–Фахадом аль–Сабахом. С президентом НОК Армении Гагиком Цурукяном. От ЕОК, ряда национальных олимпийских комитетов, Международной федерации бокса главе НОК А.Лукашенко были вручены награды. Еще яркий штрих к оценкам мирового спортивного сообщества дела популяризации здорового образа жизни в нашей стране. Александр Лукашенко поделился некоторыми своими мыслями о желательном развитии спорта на планете. Они касаются неприятия допинга, но исключают коллективную ответственность. Минск приветствует проведение трансграничных состязаний, выступая за спорт без границ. Еще одна белорусская инициатива состоит в том, чтобы продумать систему образования спортсменов, завершающих карьеру.

Участники заседания не скрывали хорошего настроения. В такой же дружелюбной и душевной атмосфере, без сомнения, пройдут через некоторое время и сами Игры.

Дмитрий КРЯТ.

kryat@sb.by


За время работы на посту первого заместителя министра спорта Александр Гагиев успел побывать во главе белорусских делегаций как на Олимпиаде в Рио–де–Жанейро, так и на первых Европейских играх в Баку. И потому у него есть ответы практически на все оказавшиеся актуальными после решения о проведении вторых Европейских игр в Минске вопросы.


Александр ГАГИЕВ. Фото Владимира ШЛАПАКА

Европейские игры отличаются от Олимпиад?


— Проводить такие параллели не совсем правильно. Как минимум потому, что Европейские игры пока были лишь одни — в Баку. Олимпиады, конечно, более масштабные состязания, чем Европейские игры. Но при этом атмосфера и организация в Азербайджане были даже лучше, чем в Рио.

Стоит ли нам гнаться за Баку в уровне организации?


— Понятно, что организовать все лучше, чем в Азербайджане, будет сложно. Но нужно ли? У Минска есть свои плюсы, которые надо использовать максимально эффективно. Во–первых, географическое расположение, которое делает посещение Игр очень удобным и для болельщиков, и для участников. Все–таки в Баку пришлось добираться достаточно долго. Во–вторых, большинство спортивных объектов у нас уже готовы. И, кстати, проведение Игр — отличная возможность для того, чтобы загрузить эти объекты. Это же касается и строящегося стадиона «Динамо». Мое убеждение, что легкая атлетика в программу будущих Игр должна войти обязательно, причем не третьей лигой, как это было в Баку.


Таким было открытие первых Европейских игр в Баку. Фото РЕЙТЕР

Какие виды спорта будут в программе Европейских игр 2019 года?


— Одним из важных преимуществ Европейских игр является то, что принимающая их страна может сама определять «подходящие» виды спорта. То есть мы, получив право на проведение Игр в 2019 году, сможем отстаивать свое намерение включить в программу 10 — 15 видов спорта, а не 20, как в Баку. Это, кстати, было одним из важных моментов при принятии решения. Критериев всего три. Во–первых, уже существующая база (ее мы, кстати, попробовали проиллюстрировать на первой полосе газеты. Реконструируемый стадион «Динамо», «Минск-Арена», «Чижовка-Арена», гребной канал в Заславле, Дворец спорта — вот далеко не полный перечень спортивных объектов Минска. — Прим. ред.). Во–вторых, наличие результатов и интереса болельщиков. В–третьих, включение международной федерацией Европейских игр в перечень стартов, на которых можно завоевать лицензии на Олимпиаду в Токио. Плюс ко всему даже разместить и организовать питание для такого количества участников видится весьма серьезной и затратной проблемой. Пока мы планируем обойтись ресурсами студенческой деревни, где будет введен в строй еще один жилой корпус на 2.000 мест.

Будут ли в программе игровые виды спорта?


— Нет, и дело не только в отсутствии традиций и результатов. Да, у нас был результат в баскетболе, женская сборная по волейболу пробилась на чемпионат Европы. Но если говорить о перспективах попадания на Олимпиаду, то, объективно говоря, вариантов в баскетболе, волейболе или футболе у нас пока немного. Так что, вероятнее всего, «игровая часть» Игр будет включать только баскетбол 3х3 и настольный теннис. Окончательный список видов спорта будет определен в ближайшее время.

Станут ли Европейские игры толчком для развития белорусского спорта?


— Вряд ли стоит ожидать, что они позволят сделать шаг вперед всему спорту. Однако для тех видов, которые будут включены в программу и которые будут вести подготовку к Олимпиаде, будут созданы определенные условия. Плюс они получат возможность завоевать олимпийские лицензии в домашней обстановке и спокойно готовиться к Токио.

На 2019 год в Минске был запланирован и юношеский олимпийский фестиваль. Не слишком ли два столь серьезных мероприятия в один год?


— Одним из ключевых моментов при обсуждении вероятности проведения в Беларуси Европейских игр была передача юношеского фестиваля другой стране. Какой — пока сложно сказать, но мы сразу обозначили, что два топ–турнира в один год Минск не потянет. Да, олимпийский фестиваль мог бы стать хорошим подспорьем для подтягивания резерва, но интерес к нему был бы на порядок ниже, а по затратам и по количеству участников эти соревнования сопоставимы. Другими словами, Европейские игры — куда более привлекательный и выгодный проект и с имиджевой, и со спортивной точек зрения.

Во что нам обойдутся Игры?


— В Баку на проведение турнира потратили около 5 миллиардов долларов: это если считать со строительством объектов. В нашем случае цифры будут в разы меньше. С учетом существующей инфраструктуры и наработанного опыта бюджет Европейских игр в Минске должен составить примерно 40 миллионов евро. При этом в Азербайджане за все, вплоть до авиабилетов, платила принимающая сторона, а в нашем случае часть расходов возьмут на себя европейские олимпийские комитеты и международные федерации по видам спорта. Учитывая, что большая часть потраченных денег вернется в страну, оставшись в гостиницах, ресторанах и магазинах, а мы в результате получаем, считай, чемпионаты Европы по 10 — 15 видам спорта, вариант видится весьма интересным.

Дмитрий КОМАШКО

komashko@sb.by


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Леонид Тараненко, олимпийский чемпион 1980 года по тяжелой атлетике:

— Европейские игры, конечно, отличаются от Олимпиад, но это все равно международный старт очень высокого уровня. Проведение Игр в Минске — не только знак доверия и признания Беларуси как серьезной спортивной державы, но и возможность для развития спорта. В свое время я принимал участие в Олимпиаде 1980 года в Москве и помню, какой эффект те Игры оказали на весь советский спорт. Их наследием все мы пользовались еще не один десяток лет. Что–то подобное ждет теперь и Беларусь. Подготовка к такому старту — это не только создание условий для тренировок ведущих атлетов, но и приведение всей спортивной инфраструктуры к должному уровню. Суммарный же эффект от налаживания контактов на международном спортивном уровне, создания имиджа и приведения в порядок спортивного хозяйства, уверен, поможет белорусскому спорту выйти на новый уровень.

Леонид Гейштор, олимпийский чемпион Рима-1960 в гребле на каноэ:

— Ну какие тут могут быть эмоции? Новость на ура! Наша столица более чем достойна принимать соревнования такого уровня. Конечно же, для страны — честь стать площадкой европейских состязаний. И показатель того, что Беларусь занимает ведущие позиции в мировом спорте и к нам относятся очень уважительно. Тем более за последние десятилетия страна не однажды показывала и доказывала, что способна проводить серьезнейшие соревнования красиво, организованно и качественно. Опыт у нас уже есть. А еще, на мой взгляд, что самое главное, это будет настоящий праздник для белорусов!

— Вы хотите сказать, белорусских спортсменов...

— Да не только. Вспомните ту атмосферу, которая царила в дни чемпионата мира по хоккею. Это же всеобщий подъем и единство. Увидеть известных спортсменов, погрузиться в дух борьбы лучших среди лучших. На самом деле все это дорогого стоит. А как важно, что очевидцами Европейских игр станут дети и подростки. Вспоминаю свои малые годы. После войны для нас, пацанов, было за счастье даже первенство города по футболу. А когда гомельская команда выиграла у москвичей, это же весь Гомель ликовал. Незнакомые люди, встречаясь на улицах, друг друга поздравляли и обнимали. Ребятню нельзя было выгнать с дворовых площадок, где круглыми сутками гоняли футбольный мяч, подражая взрослым игрокам. Что уж говорить о турнире такого масштаба.

Мария Мамошук, серебряный призер Олимпиады в Рио по вольной борьбе:

— Спасибо за новость! Что такое Европейские игры, я уже знаю. Довелось принимать участие в первых таких соревнованиях, которые в минувшем году проходили в Баку. Могу сказать, организованы они были прекрасно. Прием, тренировочные площадки, условия для соревнований — все было продумано «до запятой». Кроме того, уровень состязаний полностью отвечал заявленному. Например, для борцов–вольников это был полноценный чемпионат Европы и по представительству, и по накалу страстей. Так что соревнования, которые, приятно осознавать, пройдут в Минске в 2019 году, действительно, очень серьезные. Но ничуть не сомневаюсь, что наша страна к этому событию подготовится на все десять баллов.

Александр Каршакевич, вице–чемпион Олимпийских игр в Москве–1980 и чемпион Олимпийских игр в Сеуле–1988 в гандболе:

— Есть легкий привкус досады от того, что мой любимый гандбол не входит в программу Европейских игр. Однако так или иначе я испытываю гордость за нашу страну. Мы проведем Европейские игры — и это признание.

— Вы участвовали в двух Олимпиадах...

— Когда приезжал на чемпионат мира или Олимпийские игры, у меня все мысли в первую очередь были о соревнованиях, а не о том, как все организовано вокруг. И тем не менее атмосфера, конечно, запоминалась. В Сеуле жили в Олимпийской деревне, находились в центре олимпийского движения — нельзя было не проникнуться всеми этими эмоциями. Да и 1980–й, хотя мы тогда практически не жили в Олимпийской деревне, а в основном были на базе в Новогорске, как сейчас перед глазами. Когда на церемонии закрытия московской Олимпиады в ночное небо улетал тот огромный Мишка, рыдал, наверное, весь мир. Я, впрочем, тогда рыдал по другому поводу. Из–за того, что мы все–таки проиграли немцам один мяч в финале.

Марина Литвинчук, бронзовый призер Олимпийских игр в Лондоне–2012 и Рио–де–Жанейро–2016 в гребле на байдарках:

— Новость о том, что Беларуси доверено проведение вторых Европейских игр, меня, естественно, обрадовала. У нас есть все спортивные сооружения, в которых можно на очень достойном уровне проводить самые масштабные соревнования. И для людей Европейские игры станут большим праздником. В Беларуси много болельщиков не только в футболе, хоккее, но и в гребле, плавании, художественной гимнастике, легкой атлетике, других видах спорта. И ценители наверняка получат огромное удовольствие.

— Инфраструктуры для гребли у нас достаточно?

— Безусловно, нам нужно улучшать базы в регионах и покупать лодки и другой инвентарь для детей, чего сейчас много где не хватает. Но если говорить об условиях для проведения крупных стартов, тут никаких проблем. Есть отличный гребной канал в Заславле, на котором соревнования по гребле, думаю, можно было бы провести вполне. Беларусь на очень хорошем уровне провела чемпионат мира среди студентов в 2014–м и чемпионат мира среди юниоров и молодежи этим летом... Все это дало нам столь необходимый для проведения Европейских игр опыт.

— Какие воспоминания у вас остались от первых Европейских игр?

— Самые наилучшие. Выиграла на тех Играх два золота. Да и организация мне тогда очень понравилась — все соответствовало высоким олимпийским стандартам. Хотя гребцы жили и соревновались не в Баку, а в Мингечевире.

Советская Белоруссия № 204 (25086). Суббота, 22 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter