В стране в листе ожидания на модернизацию — более 10 000 лифтов. Обновить их планируется в ближайшие три года

Все это подъемно

Технике, увы, не все возрасты покорны.  Чем она старше, тем быстрее хочется сменить, даже если механизм в действии. А если речь идет о безопасности, здесь включается еще и защитная реакция. Лифты, к примеру, согласно «паспорту» уже в 25 лет должны выходить на «пенсию». Тем не менее многие из них и после этого срока продолжают исправно нести свою службу, доставляя горожан к порогу их квартир. Есть ли при этом риск для пассажиров? Планируется ли замена лифтов на новые? И если да, то когда? Ответы на эти вопросы искала корреспондент «Рэспублікі».

Хотя технически в лифте все продумано так, чтобы система защиты была многоступенчатой, регулярный контроль за механизмами, состоянием дверей, канатами и прочими составляющими далеко не лишний.
фото ecolift.ukit.me

Какой  спрос со  «старичка»?

Подъезд, кнопка, лифт. Для многих этот алгоритм  стал настолько привычным, что перешел в разряд автоматических. Случись сбой — и равновесия как не бывало. Могилевчанин Петр Зиновский признался, что терял его не единожды. «В прошлом году, — посетовал, — подъемник простаивал несколько раз, и на восьмой этаж пришлось подниматься по лестнице. Когда тебе за семьдесят, это, согласитесь, не очень-то здорово. Вчера и вовсе застрял в лифте. На целый час!»

Дмитрий ТУРУТА.
Пенсионер подсчитал: подъемник в его доме по улице 30 лет Победы возит жильцов по вертикали около трех десятков лет. Долгие годы к его работе претензий не было, но с недавних пор все изменилось. Горожанин уверен: проблема — в возрасте лифта. Он состарился, а со «старичка» какой спрос? И правда, примерно четверть лифтов в Могилеве отслужили нормативный срок, рассчитанный на четверть века. Бум строительства панельных 9-этажных домов с подъемниками пришелся аккурат на конец 1970—1980-х годов. А это значит, и замена лифтов теперь предстоит массовая. Ведущий инженер управления коммунальных предприятий Могилевского горисполкома Дмитрий Турута уточнил:

— В Могилеве в этом году планируется заменить 386 лифтов. В следующем — 264, в 2020 — еще 204.

Запас  прочности  имеется

Впрочем, солидный возраст лифтов — это еще не приговор. Главный госинспектор Могилевского областного управления Госпромнадзора Андрей Шнейдеров отметил:

— Как показывает диагностика (а такая проверка после 25 лет службы лифта обязательная!), запас прочности у них гораздо выше. И если детальная проверка покажет, что те по-прежнему соответствуют стандартам, срок службы можно продлить.

В иных случаях на место выработавших свой ресурс подъемников вставали новые. Правда, раньше счет таких замен шел на десятки. Но и те подъемники, что помоложе, тоже всегда находятся в зоне пристального внимания электромехаников. Главный инженер «Могилевлифта» Игорь Червяков пояснил, почему:

 — Когда речь идет о безопасности людей, подход серьезный. Хотя технически в лифте все продумано так, чтобы система защиты была многоступенчатой, регулярный контроль за механизмами, состоянием дверей, канатами и прочими составляющими далеко не лишний.

Но дело не только в технических характеристиках и действии механизмов. Старые лифты к тому же морально устарели. Специалисты уверены: масштабную кампанию по их замене или модернизации нужно было начинать еще несколько лет назад. Однако все упиралось в деньги: замена лифта стоит недешево. По большому счету, подъемник — самая дорогая составляющая в высотном доме. Сегодня замена только одного лифта обходится государству в среднем в 50 тысяч рублей. Половина этой суммы включает стоимость самого подъемника, остальное — расходы на монтаж и проектно-сметную документацию. Папки с чертежами и пошаговой инструкцией довольно объемные. И не типовые: каждый дом требует отдельного  пакета документов на замену лифта. Объединить их либо вовсе обойтись без дополнительных расчетов, констатировал Дмитрий Турута, при всем желании не получится. Пусть обывателю лифты в старых панельных домах и кажутся клонами, разница между ними на самом деле имеется, причем довольно существенная. «Это и конструкция направляющих, и место расположения шахт, питающего кабеля, — перечислил Дмитрий Валентинович. — Кроме того, в некоторых подъемниках есть детали из материалов, которые могут воспламениться, и их тоже оставлять в прежнем виде нельзя».

Подъезд, кнопка, лифт. Для многих этот алгоритм стал привычным.
Фото Павла ЧУЙКО

Видеоглаз  в  кабине

Изменились и сами модели лифтов — стали более комфортными и удобными. Современные технологии позволили увеличить их скорость: новые подъемники двигаются со скоростью 1 метр в 1 секунду, то есть почти вдвое быстрее своих «пожилых» предшественников. Шире стали проемы: если раньше детская коляска туда въезжала с трудом, то после обновления — с легкостью. Кроме того, каждая из новых кабин оснащена видеонаблюдением, так что любителям оставлять свои автографы или мусорить в кабине теперь придется поостеречься. Впрочем, этому будет препятствовать также  антивандальный материал, из которого сделаны кабины. Плюс лифтов нового поколения еще и в том, что они  полностью на электронике и менее энергоемкие. И в современной системе диспетчерской связи, позволяющей более тщательно следить за параметрами движения и состоянием подъемников.

Разницу в работе старых и новых лифтов уже успели оценить могилевчане, жители многоэтажных домов по улице Мовчанского, бульвару Непокоренных, проспекту Пушкинскому, улице Гришина. В ближайшей перспективе этот перечень станет еще шире.

Андрей Шнейдеров напомнил:

— Как известно, замены лифтов на новые требует и технический регламент Таможенного союза, который вступил в силу в феврале 2013-го.

В кампанию по замене лифтов включились и другие города нашей страны. Всего, по оценкам экспертов, в листе ожидания на модернизацию — более десяти тысяч таких подъемников. Обновить их планируется в ближайшие три года.

markova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter