Солист белорусской оперы Олег Гордынец на гастроли возил ядро, чтобы тренироваться между спектаклями

«Все ерунда. Выходим и работаем»

Олег Гордынец успел везде. Исполнил практически все ведущие партии басового репертуара на оперной сцене, прошел самые опасные пороги горных рек, собрал целую коллекцию значков мастера спорта и дипломов лауреата вокальных конкурсов. Посадил десятки деревьев, построил дом, вырастил сына. Ничего не упустил, нигде не опоздал. Даже 25–летие творческой деятельности отметил, хотя официально оформил свои отношения с национальной оперой в 1989 году. Но Гордынец жил по своему календарю, важные даты там были свои. Например, день знакомства с профессором Генераловым, когда–то убедившим молодого аспиранта поменять кафедру микроэлектроники Минского радиотехнического института на консерваторский класс. Определенно эта дата стоила большого концерта... Тогда за кулисами Олег приготовил целую гору подарков всем, кого пригласил разделить с ним такой памятный день на сцене. Широкой души был человек.

Олег Гордынец

И конечно же, доставка театральных костюмов в обязанности певца не входила, хотя костюмерам помогал часто. Грех было не помочь с его–то силой... Полгода назад в Несвиже, куда Национальный академический Большой театр оперы и балета уже традиционно приглашал публику на свои летние спектакли, Олег, как обычно, ухватил все костюмы разом и понес на третий этаж. На 13–й ступеньке споткнулся (сам он никогда не был суеверным, это друзья позже увидели в той ступеньке зловещий знак), потерял равновесие, сломал плечо. Даже врачи сочли травму несерьезной, Олег же тем более спешил вернуться на сцену, компенсировать публике эмоции за два концерта, в которых не смог спеть из–за нелепого происшествия, хотя билеты были давно распроданы. Считал дни, когда сможет снова пойти в спортивный зал, планировал новый маршрут для сплава на своем уникальном катамаране, с которым легко проходил самые опасные пороги там, откуда возвращались немногие... Казалось, слова «тяжело» для него не существовало в принципе. Уверенно получал чемпионские звания и выступал перед 12–тысячной публикой. Пел в церкви и исполнял гимны для друзей–спортсменов, даже примета появилась: мол, если Гордынец споет на международных соревнованиях, наши точно выиграют. Все успевал. И наверняка еще мог бы доказать своему театру, что по–прежнему заслуживает звания ведущего мастера сцены, если бы... Объяснить, почему в 53 года сердце такого могучего человека внезапно остановилось, не смог никто. Но в сети остался не только ролик, где Олег Гордынец надувает грелку и через пару секунд она взрывается (чистый экспромт, заснятый прямо в театральном коридоре для одной из телепередач с участием титулованных спортсменов, которым этот трюк не удался). Осталось немало других записей, остался уникальный голос, которому покорялся любой репертуар.

Кантилена


— Такой кантилены я не слышал больше ни у кого, — вспоминает солист Национального академического Большого театра оперы и балета Андрей Морозов. — Удивительно красивый тембр, глубокий, обволакивающий голос, богатый обертонами. Заслушивался им еще в оркестре (в театр я пришел сразу как музыкант, тубист, как вокалист окончил консерваторию позже). Помню, в прослушивании на роль жреца Захарии в опере Верди «Набукко» Олег пел последним. Не хочу обидеть коллег, но практически всем эта партия давалась с большим напряжением, и тут вышел он. И зазвучал — так спокойно, сокровенно.

Слияние рек Катунь и Чуя

Ядро


В походах я любил наблюдать за Олегом со стороны. Одним своим видом он внушал ощущение надежности. Бесшабашный риск ему был несвойственен, что в пении, что в жизни. Все делал неспешно, но всегда оказывался в нужном месте в правильное время. Двигался уверенно и размеренно независимо от веса своего рюкзака. А маршруты были сложнейшие: вдоль берегов рек, которые Олег выбирал для сплавов, таблички с именами погибших часто находили одна на другую. Предпочитал безлюдные, заповедные места. Вымотанный гастролями, мечтал: «Скоро будет одна только природа и никого вокруг»... Кстати, в свои походы редко ходил без гитары и никогда — без фотоаппарата и блокнота. Записывал странные, часто просто фантастические истории людей, которых встречал по пути. Под гитару у костра мог петь до утра — репертуар был безграничный: и джаз, и романсы — все звучало очень достойно, аккомпанировал себе прекрасно... На гастроли вез с собой ядро, чтобы тренироваться между спектаклями. И мастерски фотографировал — значительная часть фотоархива театра была сделана Олегом. Все ему удавалось, везде был профессионалом.

Портос


Человека здоровее его в театре точно не было. Только сойдет лед, Олег планирует поход по белорусским рекам. Иногда к нему присоединялся я. Однажды в одном из таких походов наша байдарка перевернулась. Сушиться было некогда, нужно было успеть к ночному поезду, к репетициям. Когда собирали байдарку, ледяной коркой были покрыты оба. Но это так и осталось единственным неприятным воспоминанием.

Олег Гордынец, шестикратный чемпион по пауэрлифтингу

— Бывало, после «Севильского цирюльника», в котором лет 10 или больше Олег выходил с партией Бартоло, а я пел Фигаро, он подхватывал меня одной рукой, сажал на плечо мои 100 кг и, шутя, нес в режиссерское управление, — с улыбкой продолжает тему солист театра Александр Краснодубский. — Еще не забуду, как во время гастролей на Кипре он готовился к очередным соревнованиям по толканию ядра и играючи отжал от груди штангу весом 205 кило в местном спортзале. Все, кто там был, похватали фотоаппараты, и назавтра газеты вышли с фотографией Олега на первых полосах, сообщив, что солист белорусской оперы побил все рекорды Кипра по пауэрлифтингу. К слову, его личный рекорд был значительно больше.

Он часто напоминал мне Портоса из романов Дюма. Если что–то решил, значит, так и будет. Без вариантов. Как именно все сложится — решится в процессе, но будет. Сложных ситуаций для него будто не существовало. «Иваныч, не бери в голову, — говорил мне, заметив мою озабоченность, — все ерунда, выходим и работаем». Все легко, все просто...

Концерт


— Название нашему проекту придумал Олег, — рассказывает руководитель проекта «Голоса без границ» Людмила Чистякова. — Действительно, голоса собрались уникальные, границы и вокальные, и территориальные стали условными. Гриша Полещук, много лет выступающий на венской оперной сцене и в других европейских театрах. Лена Синявская со своим безграничным диапазоном, чей голос сравнивали во Франции с пением Дивы из «Пятого элемента» Люка Бессона. Олег... «Ты же спел практически со всеми солистами «Ла Скала», — провоцировала я его во время наших кухонных посиделок. — Мог бы жить в любой стране, прославился бы на весь мир». Олег только улыбался: «На этой земле я родился, здесь и умру. А если б куда и уехал, так только в Сибирь. Туда, где настоящие мужики».


Опера Верди «Набукко»

«Можно к вам приехать?» — спросил он у меня однажды, когда я собиралась навестить маму в Тирасполе. Я только пожала плечами, не придав этим словам никакого значения. Уехала... И вдруг, помогая маме во дворе, слышу знакомый голос. Зову: «Мама, послушай скорее, Олег по радио поет!» Следом слышу «Браво, браво!» и вижу за калиткой Олега с гитарой, а вокруг — целую улицу людей, собравшихся на его пение. Тогда за пару дней он не только отремонтировал моей маме все, что требовало ремонта, но и соседям умудрился помочь. «Да пусть он ничего не делает, только поет», — просили соседи. Концерт в Тирасполе был запланирован на этот год.

Черепаха


Он был настоящим, надежным другом. Если его имя значилось на афише концерта, я была спокойна: даже если полетит микрофон и откажет весь звук, Олег спасет ситуацию. Споет за всех, починит, что–то придумает... Вот он снова уехал в поход. Маршрут рискованный, как обычно. Звонит: мол, все хорошо, можно не волноваться насчет концерта, вернусь в срок, все живы, здоровы. А после я узнала, что ради этого звонка ему пришлось долго идти через ночной лес, переплывать речку и искать место повыше, где можно было поймать телефонный сигнал. Только для того, чтобы сообщить, что не подведет.

В любой поход — всегда с гитарой

На компьютерной заставке у него красовалась мышка. Та самая, которая приходила к нему по ночам в одном из последних походов. Все спали, а Олег что–то записывал, сочинял стихи. И подкармливал мышку... Возвращаемся в Минск после одного из выступлений, и вдруг прямо перед машиной — огромная черепаха. Олег успел затормозить, а черепаху решил забрать себе. Назвал ее Джек Миссисипский. Покупал ей королевские креветки, волновался о ее самочувствии, когда уезжал. Если рядом были дети, во дворе, на концерте ли, через минуту они уже висели на нем гроздьями.

— Каким он был? — переспрашивает сын Антон. — Большим, добрым. Вспоминаю его — и сразу вижу улыбку, руки, разведенные для объятий... В последние годы часто говорил мне, что добился всего, чего хотел. О чем мечтал, все получалось.

za–ir@list.ru

Фото  из  семейного  архива

Советская Белоруссия № 46 (24928). Суббота, 12 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter